В Госдуме ожидает своего рассмотрения новый непопулярный законопроект. Он предусматривает с начала 2013 года увеличение на треть стоимости полисов ОСАГО. Депутаты планируют рассмотреть внесенный законопроект в ближайшее время.
В законопроекте предлагается увеличить выплаты на ремонт автомобилей с текущих 120 000 рублей до 400 000 рублей, при этом компенсация вреда здоровью должна подняться с сегодняшних 160 000 рублей до 500 000 рублей. Для покрытия такого увеличения размеров выплат и требуется поднятие тарифов. Интересным является факт того, что сами страховые компании предлагали увеличить выплаты по страховке, о чем говорит законопроект, отправленный Российским союзом страховщиков в Госдуму в ноябре.
По действующему законодательству каждый автовладелец в России обязан оформить полис ОСАГО — обязательного страхования автогражданской ответственности. Без страховки управлять транспортным средством запрещено. За нарушения закона предусмотрено административное наказание в виде штрафа.
Сегодня рассчитать стоимость автострахования для конкретного автомобиля можно всего за несколько минут. Сумма платежа зависит от размера базовой ставки и коэффициентов. В соответствии с указанием Центробанка РФ № 5000-У от 04.12.2018 установлен тарифный коридор — максимальные и минимальные значения базовой ставки ОСАГО, в пределах которых страховые компании определяют стоимость полисов.
Чтобы корректно посчитать ОСАГО, необходимо учитывать следующие параметры:
Мощность двигателя ТС. Чем больше показатель, тем выше расчетный коэффициент мощности (КМ). Так, если для транспортных средств с двигателями до 50 л. с. он составит 0,6, то для авто мощностью более 150 л. с. КМ увеличивается до 1,6.
Территория преимущественного использования (КТ). Водители в крупных городах чаще попадают в аварии, чем жители сельской местности. Поэтому для мегаполисов коэффициент выше, чем для регионов. Например, страховые тарифы ОСАГО в 2019 году для автовладельцев из Москвы включают территориальный коэффициент 2,0, а для подмосковных водителей — уже 1,7.
Возраст и стаж водителя (КВС). Чем меньше возраст и стаж автовладельца, тем выше будет стоимость полиса. Если он оформляется на несколько водителей, коэффициент КВС будет определяться по самому младшему и неопытному из них. А при открытом полисе полисе (это т.н. неограниченный список) коэффициент составит 1,87.
Число водителей, допущенных к управлению ТС (КО). При неограниченном списке базовый страховой тариф ОСАГО умножают на коэффициент КО=1,87. При отражении в полисе ограниченного перечня лиц — на 1,0, при условии, что эти водители имеют достаточный возраст и стаж.
Аварии в прошлом (бонус-малус, или КБМ). Безаварийная езда дает право на скидку. При аккуратном вождении в течение года стоимость полиса снижается на 5 %, в течение двух лет подряд — на 10 % и так далее. Максимально страховые тарифы ОСАГО могут быть снижены на 50 % в течение 10 лет.
Осаго обязателен не только для личных авто, но и для грузовых авто, которые перевозят продукты, в том числе и бедро куриное. Полис оформляется непосредственно на каждый автомобиль.
Возможность использования транспортных средств с прицепом (КПР). Этот коэффициент актуален в первую очередь для юридических лиц, владельцев грузовых авто, мотоциклов и мотороллеров. На физлиц, владеющих легковым автотранспортом, его действие не распространяется.
Период использования транспортного средства (КС). Он отражает период времени в течение календарного года, на протяжении которого будет использоваться авто. Минимальный период использования в договорах с физлицами составляет 3 месяца.
1. Коэффициент территории преимущественного использования транспортного средства (КТ)
Территория преимущественного использования ТС |
Коэффициент для ТС, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин |
Коэффициент для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, за исключением ТС, не имеющих колесных движителей |
Москва |
2 |
1,2 |
Московская область |
1,7 |
1 |
Санкт-Петербург |
1,8 |
1 |
Ленинградская область |
1,3 |
0,8 |
Екатеринбург |
1,8 |
1 |
Уфа |
1,8 |
1 |
Якутск |
1,2 |
0,7 |
Краснодар, Новороссийск |
1,8 |
1 |
Пермь |
2 |
1,2 |
Владимир |
1,6 |
1 |
Полный список городов и населенных пунктов отражен в указании Центрального банка РФ № 5000-У от 04.12.2018
2. Коэффициент КБМ
Класс на начало срока страхования |
Коэффициент |
Класс по окончании срока страхования с учетом наличия страховых случаев в предыдущие периоды страхования по вине страхователя |
||||
0 страховых выплат |
1 страховая выплата |
2 страховые выплаты |
3 страховые выплаты |
4 страховые выплаты и более |
||
М |
2,45 |
0 |
М |
М |
М |
М |
0 |
2,3 |
1 |
М |
М |
М |
М |
1 |
1,55 |
2 |
М |
М |
М |
М |
2 |
1,4 |
3 |
1 |
М |
М |
М |
3 |
1 |
4 |
1 |
М |
М |
М |
4 |
0,95 |
5 |
2 |
1 |
М |
М |
5 |
0,9 |
6 |
3 |
1 |
М |
М |
6 |
0,85 |
7 |
4 |
2 |
М |
М |
7 |
0,8 |
8 |
4 |
2 |
М |
М |
8 |
0,75 |
9 |
5 |
2 |
М |
М |
9 |
0,7 |
10 |
5 |
2 |
1 |
М |
10 |
0,65 |
11 |
6 |
3 |
1 |
М |
11 |
0,6 |
12 |
6 |
3 |
1 |
М |
12 |
0,55 |
13 |
6 |
3 |
1 |
М |
13 |
0,5 |
13 |
7 |
3 |
1 |
М |
3. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее — коэффициент КО)
Договор обязательного страхования предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством |
1 |
Договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством |
1,87 |
Коэффициент КО для юридического лица устанавливается в размере 1,8.
4. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и водительского стажа лица, допущенного к управлению транспортным средством (далее — коэффициент КВС).
№ |
Возраст, лет |
Стаж, лет |
|||||||
0 |
1 |
2 |
3-4 |
5-6 |
7-9 |
10-14 |
Более 14 |
||
1 |
16-21 |
1,87 |
1,87 |
1,87 |
1,66 |
1,66 |
|||
2 |
22-44 |
1,77 |
1,77 |
1,77 |
1,04 |
1,04 |
1,04 |
||
3 |
25-29 |
1,77 |
1,69 |
1,63 |
1,04 |
1,04 |
1,04 |
1,01 |
|
4 |
30-34 |
1,63 |
1,63 |
1,63 |
1,04 |
1,04 |
1,01 |
0,96 |
0,96 |
5 |
35-39 |
1,63 |
1,63 |
1,63 |
0,99 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
6 |
40-49 |
1,63 |
1,63 |
1,63 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
7 |
50-59 |
1,63 |
1,63 |
1,63 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
8 |
старше 59 |
1,60 |
1,60 |
1,60 |
0,93 |
0,93 |
0,93 |
0,93 |
0,93 |
Примечание
При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, коэффициент КВС устанавливается в следующем размере:
1,7 — в отношении транспортного средства, владельцем которого является физическое лицо;
1 — в отношении транспортного средства, владельцем которого является юридическое лицо.
5. Коэффициент мощности двигателя легкового автомобиля
Мощность двигателя (лошадиных сил) |
Коэффициент |
До 50 включительно |
0,6 |
Свыше 50 до 70 включительно |
1,0 |
Свыше 70 до 100 включительно |
1,1 |
Свыше 100 до 120 включительно |
1,2 |
Свыше 120 до 150 включительно |
1,4 |
Свыше 150 |
1,6 |
6. Коэффициент КПР для ТС с прицепом
№ п/п |
Прицеп в зависимости от типа и назначения транспортного средства |
Коэффициент |
1 |
Прицепы к легковым автомобилям, принадлежащим юридическим лицам, к мотоциклам и мотороллерам |
1,16 |
2 |
Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее, полуприцепы, прицепы-роспуски |
1,40 |
3 |
Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 16 тонн, полуприцепы, прицепы-роспуски |
1,25 |
3 |
Прицепы к тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей |
1,24 |
4 |
Прицепы к другим типам (категориям) и назначению транспортных средств |
1 |
7. Коэффициент периода использования ТС
Период использования транспортного средства |
Коэффициент |
3 месяца |
0,5 |
4 месяца |
0,6 |
5 месяцев |
0,65 |
6 месяцев |
0,7 |
7 месяцев |
0,8 |
8 месяцев |
0,9 |
9 месяцев |
0,95 |
10 месяцев и более |
1 |
Полная информация о коэффициентах дана в указании Центробанка РФ № 5000-У от 04.12.2018.