Посторонние звуки в салоне автомобиля при движении у редкого водителя не вызывают раздражение. Кроме того, согласно научным исследованиям, шумовые эффекты могут спровоцировать развитие некоторых видов заболеваний, и в принципе, негативно сказываются на общем самочувствии человека. Источников возникновения посторонних звуков, сопровождающих движение автомобиля, достаточно много: звук покрышек, соприкасающихся с дорожным покрытием при движении, из-за неровностей дорожного покрытия амортизаторы отрабатывают удары, вибрации передаются на кузов автомобиля, а звук, соответственно, также идет в салон. Посторонние звуки поступают и с улицы, создаются потоками ветра при движении транспортного средства и при работе двигателя. Диапазон звуков варьируется от 20 до 20000 Гц, весь этот спектр воспринимается человеческим ухом, что способствует рассеиванию внимания автолюбителя, а соответственно не способствует соблюдению безопасности дорожного движения. Для того, чтобы свести к минимуму возникновение посторонних звуков в автомобиле, автовладельцы практикуют одно из направлений внутреннего тюнинга транспортного средства, благодаря которому уровень шума снижается в среднем на 50%. Эта процедура довольно доступна по цене - в Москве, например, стоимость проведения шумоизоляции начинается с отметки в десять тысяч рублей и за эту цену специалисты проведут шумоизоляцию в два слоя дверей, пола салона автомобиля, а также задних и передних арок колес малолитражного транспортного средства. Стоимость проведения процедуры для внедорожников и минивэнов возрастает до сорока-пятидесяти тысяч рублей, и подразумевает собой шумоизоляцию в три-четыре слоя дверей, пола салона, арок автомобиля спереди и сзади, потолка и багажного отсека.
Сама технология процесса шумоизоляции - очень трудоемкое занятие. Специалисты во время проведения шумоизоляционных работ, а также работ по обеспечению тепло-и виброизоляции производят полный разбор элементов салона автомобиля: дверей, багажника и т.д. до металла кузова. Предварительно удаляется заводская шумоизоляция, поверхность зачищается и обезжиривается посредством ацетона или другого специального средства. Растворитель Уайт-Спирит в качестве обезжиривающей жидкости применять не рекомендуется, так как после него на рабочей поверхности образуется масляная пленка.
После того, как поверхность обезжирена, на нее накладывается поглощающий вибрации самоклеющийся материал. Для проклейки одного автомобиля потребуется в среднем пятнадцать листов такого материала. Площадь покрытия материалом должна составлять не менее 65 % от общей площади поверхности, наилучший результат достигается при обработке 100 % площади, благодаря этому положительный эффект увеличивается в 1,5-2 раза. Следующим этапом является нанесение слоя материалов, поглощающих звуки. Для этого три-четыре листа укладываются на дно автомобиля, столько же клеится на крышу, арки, двери и моторный щит. Максимального эффекта можно добиться если дополнительно осуществить укладку специального уплотнителя, для того чтобы исключить возникновение скрипов пластиковых элементов салона. Щиток моторного отсека и арки рекомендуется оклеить в два слоя, так как наибольший процент посторонних шумов возникает именно в этой области. Материалы, используемые для шумоизоляции автомобиля, обладают стойкостью к температурным воздействиям, благодаря присутствию слоя термоадгезивного клея, в отличие от битумных материалов, которые трескаются при низких температурах и теряют свои звуко - и вибропоглощающие свойства. При понижении температуры до 5С коэффициент механических потерь у битумных материалов уменьшается в два раза, и при наступлении минусовых температур материал практически полностью перестает выполнять свои функции. Для осуществления работ по шумоизоляции автомобилей применяются оба вида шумоизоляционных материалов, лучше предварительно уточнять об этом информацию у работников автомастерских.
Есть несколько общих правил, которые нужно соблюдать при проведении шумоизоляционных работ в автомобиле.
1. При размещении материалов на внутренней поверхности нужно использовать прикаточный валик, т.к. чем плотнее материал будет прижат к поверхности кузова, тем большего положительного эффекта удастся добиться.
2. Материал нужно раскатывать по направлению к краям от центра, при этом нужно обращать внимание на геометрию кузова и не допускать образование пузырей с воздухом.
3. Температура в помещении не должна быть ниже пяти градусов. Если поддерживать такую температуру нет возможности, то материалы рекомендуется перед наклейкой греть при помощи строительного фена или термопистолета, также можно в течение суток оставить материалы при комнатной температуре.
Возможно применение альтернативной технологии, при которой осуществляется нанесение шумоизоляционного материала жидкой консистенции. Работы осуществляются также на предварительно очищенную и обезжиренную рабочую поверхность. При помощи пульверизатора и компрессора наносят слой толщиной примерно 1,5 мм. В первую очередь слой наносится на пол автомобиля, начиная с передней части, а после обрабатываются багажник и двери. Для достижения максимального результата можно положить второй слой шумоизоляции, после того, как первый слой просохнет. Через шесть-восемь часов после проведения работ можно приступать к сборке салона автомобиля, этого времени достаточно, для того, чтобы произошло испарение влаги, а материал аккумулировал 80% необходимых свойств. Если обеспечить вентиляцию рабочей поверхности после нанесения шумоизоляции, то время высыхания материала существенно сокращается.
Какой бы способ проведения шумоизоляции автомобиля не выбрал автовладелец, после проведения процедуры наблюдается ощутимая разница в уровне шумовых эффектов - количество посторонних звуков значительно снижается, кроме того, теплоизоляция салона становится выше.
На рынке шумоизоляционных материалов большой выбор продуктов как иностранных, так и отечественных производителей: "Виброфильтр", "Стандарт-пласт", "Викар", Noisebuster, DOP, Shumoff.
Более пятнадцати лет на рынке шумоизоляции работает группа компаний "Стандарт-пласт", которая специализируется на выпуске продукции под маркой StP. Организация является единственной в нашей стране в данном сегменте фирмой, которая имеет в своем активе аккредитованную научно-производственную лабораторию, а также большое количество собственных научных наработок в области виброакустики. Благодаря напряженной работе, компания завоевала популярность не только в нашей стране, но и за ее пределами, "Стандарт-пласт" с успехом реализует свою продукцию в странах Европы и Азии. Фирма является партнером известных компаний-производителей автомобилей, таких как Ford, МАЗ, ЛиАЗ, ГАЗ, ТагАЗ, УАЗ, ПАЗ и других. Продукция под брендом StP используется участниками международных чемпионатов по автомобильному звуку IASCA и EMMA. Согласно статистике девяносто пять процентов участников этих соревнований используют продукцию компании "Стандарт-пласт", среди победителей чемпионатов девяносто процентов также использовали продукцию этой фирмы.
Одним из последних инновационных предложений компании является материал вибропласт М 1, технология производства данного продукта была усовершенствованна специалистами, кроме того, качество материала проверено временем и эксплуатацией. С производства вибропласта М 1 начинается история развития компании "Стандарт-пласт". Последняя версия материала содержит в своем составе ингибитор коррозии, благодаря которому можно не только провести шумоизоляцию автомобиля, но защитить кузов от процессов разрушения.
Самоклеющиеся тепло- и звукоизолирующие вибродемпфирующие материалы под брендом Shumoff выпускаются компанией "Плеяда". Основной своей миссией специалисты компании считают производство материалов нового поколения, полностью отвечающие требованиям, которые предъявляют потребители. Одним из последних предложений компании стал материал "Микс Ф". Согласно сравнительным анализам, новый материал является одним из лучших продуктов на сегодняшний день на рынке вибродемпфирующих материалов. По заявлению самого производителя коэффициент акустических потерь у "Микс Ф" составляет пятьдесят восемь процентов, в то время как аналогичная продукция снижает уровень шума всего на двадцать-сорок процентов. Еще одним новейшим предложением компании для потребителя является шумоизоляционный материал "Герметон". Специалисты компании заявляют, что эффективность материала по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов возросла в десять раз. Такого эффекта позволяет добиться специальное сырье и особая технология производства, материл "Герметон" поглощает до девяноста пяти процентов различных звуков в диапазоне от 500 до 4000 Гц. Поводом для гордости исследователей компании "Плеяда" является особый состав всех производимых товаров, на всех материалах, имеющих тепло- и звукоизолирующие свойства нанесен специальный влагостойкий клеевой слой, благодаря которому обеспечивается дополнительная устойчивость материалов к воздействиям влаги. Совсем недавно в прайс-листе компании появился поглощающий вибрации материал, вошедший в серию "Проф". Эта серия включает в себя три категории материалов.
1. Материал "ШумоффПроф" термоклеящийся, толщина листа составляет 1,5 мм, используется для оптимизации внешнего вида заводского изделия, а также может применяться для создания дополнительной жесткости панелям из пластика.
2. Материал "ШумоффПроф Ф" термоклеящийся, толщина листа составляет 4-4,1 мм, применяется для устранения вибраций пластиковых элементов салона и вибраций кузова автомобиля.
3. Материал "ШумоффПроф Ф8" термоклеящийся, поглощающий вибрации, толщина изделия составляет 8 мм, используется в основном на автомобилях, которые тюнингуют для участия в акустических соревнованиях SPL, благодаря своим свойствам материал отлично гасит различного рода вибрации кузова. Осуществить монтаж этого материала сложнее, чем вышеописанного из-за большей толщины, но достигаемый результат удовлетворит даже самого требовательного автовладельца.
Благодаря тому, что монтаж всей серии "Проф" осуществляется при участии высоких температур, после завершения работ материал приобретает дополнительную жесткость.
Материалы компании отличаются уникальной формой тиснения, которая позволяет даже при применении средней степени усилия при прикатке, сохранить до пятидесяти процентов рельефа. Такой результат повышает рабочие свойства материала на десять процентов и обеспечивают дополнительную жесткость поверхности.
Компания "Викар-Герметик" имеет в своем ассортименте множество различных видов шумоизоляционных материалов, наиболее известными являются "Вибропласт ВИКАР", который предполагает различный уровень качества: Standart mini, Standart maxi и Premium, "Сплэн" - материал выпускается и с применением битума и клея; а также "Автолин", "Фольгоизолон", Битопласт", "Пенофол", "Карпет" и другие.
Научно-производственное объединение "Национальные Технологии" выпускает материал "Виброфильтр", который используется в автомобилестроительной промышленности, а также при судостроении и монтируется на различных инженерных объектах, где требуется снижение вибрации и шумовых эффектов.
Фирма "Технология Звука" (Sound Technology) реализует шумоизоляционные материалы, выпускающиеся под брендом d o p . r u, применение которых в автомобиле обеспечивает комфорт для автовладельца. Компания появилась в 1997 году на российском рынке с целью внедрения новой продукции и осуществления тюнинга автомобиля. За двенадцать лет компания смогла зарекомендовать себя на рынке как надежного поставщика высококачественных шумоизоляционных материалов и высококлассного специалиста по оказанию услуг тюнинга автомобиля. Благодаря постоянным исследованиям в области тюнинга, специалисты компании "Технология Звука" разработали наиболее оптимальные готовые модели решения задач различной сложности для автомобилей импортного и отечественного производства.
Швейцарская фирма "Auson АВ", которая была основана в 1928 году, является на сегодняшний день одной из ведущих мировых компаний по производству антикоррозийных и шумоизоляционных материалов, выпускающихся под брендами "Noxudol" и "Mercasol". Специалисты компании при создании этих материалов особое внимание уделяли тому условию, что эксплуатация материалов будет осуществляться в сложных климатических условиях скандинавских стран, а значит, эти бренды оптимально подходят для использования при эксплуатации автомобилей на территории нашей страны. Одним из ведущих в линейке признан материал Noxudol 3100, который представляет собой эластичную микродисперсную полимерную пасту, изготавливающуюся на водной основе. За счет своих свойств, материал гасит возникновение резонансных частот и вбирает в себя акустические вибрации, которые впоследствии преобразует в тепло. Применение этого материала значительно проще, чем твердых аналогов. Наносить Noxudol 3100 можно не только на внутренние поверхности, но и на внешние, где возникновение шумовых эффектов особенно велико - например, на колесные арки, дно автомобиля, вокруг порогов и выхлопной трубы. Благодаря своим особенностям этот материал возможен для применения практически в любых моделях транспортных средств, поэтому пользуется большой популярностью у фирм, специализирующихся на услугах автотюнинга.
В странах Европы большой популярностью пользуются материалы марки NOISEBUSTER, история компании-производителя насчитывает уже более шестидесяти лет, за это время фирма стала поставщиком для всех производителей транспортных средств в Европе. Материалы отличаются высокими эксплуатационными свойствами: они огнеупорны, не пахнут, устойчивы к воздействиям влаги, защищают поверхность автомобиля от воздействия коррозии, компания дает бессрочную гарантию на свои материалы и все работы, связанные с ним. Все материалы бренда NOISEBUSTER являются самоклеящимися и не требуют специального обслуживания в течение всего эксплуатационного срока. По результатам исследований было доказано, что коэффициент звукопоглощения материалов NOISEBUSTER составляет от семидесяти до девяносто шести процентов, показатель зависит от частоты звуков, например, войлок, толщина которого составляет 8 мм, обладает коэффициентом звукопоглощения от шестнадцати до тридцати шести процентов.