Лет десять назад большинство автомобилистов сходились во мнении, что при замене масла в двигателе промывка его является обязательной процедурой. Поэтому на прилавках магазинов ассортимент промывочных масел и присадок присутствовал обязательно. Процесс развития новых технологий привел к тому, что на сегодняшний день этот товар встречается все реже, поскольку его применение постепенно теряет свою актуальность.
Убеждение в том, что профилактическая промывка двигателя обязательна, основывалось на качестве и составе масла и топлива, которые заливались в автомобили в прошлые годы. Моторные масла были преимущественно минеральные, а качество топлива по большей части было неудовлетворительное. Октановое число некачественно топлива искусственно поднималось при помощи специальных присадок, которые способствовали появлению нагара на свечах и как следствие быстрой потери ими рабочего состояния. Кроме того, в бензине присутствовало избыточное количество различных смол, из-за этого транспортное средство не только теряло динамику при разгоне, процесс движения сопровождался повышенным выделением дыма. Следствием всего этого становилось закоксовка маслосъемных колец, а остатки несгоревшего топлива просачивались в поддон картера, там топливо уже смешивалось с маслом, вследствие этого начиналось разжижение масла, окисление присадок, образование шлаковых отложений. Поэтому специалисты сервисов прежде, чем осуществить замену масла, проводили диагностику двигателя, чтобы определить, необходима ли процедура промывки мотора или нет.
Сами же автовладельцы в большинстве предпочитали производить промывку двигателя в обязательном порядке каждый раз, когда требовалась замена масла. Делалось это причине того, что даже при эксплуатации автомобиля на топливе приемлемого качества и с использованием масла надлежащего класса вязкости на внутренней поверхности двигателя образуются отложения, твердые или по консистенции напоминающие мазь. В определенный момент отдельные частицы этого налета отслаиваются и попадают в пары трения или забивают маслоподводящие каналы, минуя фильтр (это происходит, например, вследствие холодного пуска двигателя). Неочищенное масло минует штору идет через перепускной канал, наступает масляное голодание вкладышей и подшипников коленчатого вала. Шатунные вкладыши проворачивает и происходит заклинивание шатуна, а ремонт пробитого блока цилиндров двигателя – это очень дорогостоящая процедура, качественно выполнить которую могут не все специалисты сервиса, поэтому автомобиль в этом случае выставлялся на продажу. Грязное масло негативно сказывается на работе турбокомпрессора, через двадцать-тридцать тысяч километров пробега турбина может выйти из строя. Из-за эксплуатации автомобиля на грязном масле могут появиться стуки в двигателе - это означает, что неисправны гидрокомпенсаторы (при их наличии в конструкции мотора).
Современные моторные масла производятся с таким расчетом, чтобы благодаря их применению сохранить чистоту двигателя. При производстве, в базовый состав масла добавляют комбинацию из присадок, среди которых обязательно присутствуют моющие присадки. Эти компоненты являются сложными химическими соединениями, называемыми поверхностно-активными веществами, сокращенно ПАВ. Эти вещества исключают образование налета из нерастворенных продуктов окисления на поверхности деталей двигателя. Чем эффективнее состав поверхностно-активных веществ, тем меньше загрязнение двигателя. Современные синтетические масла обладают самыми эффективными моющими свойствами. При решении сменить моторное масло с минерального или полусинтетического на синтетическое, нужно первую замену осуществлять на половине пройденного километража, установленного регламентом технического обслуживания. Спрессованные отложения растворяются благодаря присадкам, входящим в состав синтетического масла, и находятся в состоянии взвеси. Такого эффекта позволяют добиваться особые вещества, входящие в состав масел для двигателя, называемые дисперсанты, они препятствуют образованию осадка и отложений на внутренних поверхностях двигателя, благодаря этому масло быстро приобретает черный цвет, так как продукты износа находятся в нем во взвешенном состоянии.
Эксплуатация автомобиля с применением современных синтетических масел, в соответствии с рекомендациями фирмы-изготовителя двигателя исключает необходимость промывания мотора автомобиля, так как благодаря необходимым присадкам, содержащимся в масле, поверхность внутренних стенок двигателя остается чистой.
Применение промывочных масел актуально в том случае, если налицо сильное загрязнение двигателя и требуется устранить последствия недобросовестного обслуживания автомобиля. Такая необходимость часто возникает при покупке подержанного транспортного средства. Каким образом, и с применением каких масел эксплуатировалась машина не всегда можно оценить при первом осмотре. Не является редкостью ситуация, когда показатели пробега автомобиля, при котором рекомендуется очередная замена масла в двигателе, превышены на двадцать, а то и на пятьдесят процентов. Кроме пробега автомобиля решающую роль играет также время пробега. После того, как автовладелец залил свежее масло в двигатель, присадки оказывают свое химическое воздействие даже при незаведенном двигателе, поэтому фирмы-изготовители прописывают не только километраж, после прохождения которого, нужно делать очередное техническое обслуживание, но и промежуток времени, который равен, как правило, одному году.
В мегаполисах негативное влияние на работу двигателя оказывает эксплуатация автомобиля в городском режиме, при наличии постоянных пробок на дорогах. Поэтому даже при соблюдении всех требований к эксплуатации двигателя, прописанных производителем, может возникнуть ситуация, когда потребуется промывка мотора. Неисправность в виде течи сальника коленвала требует долива масла в двигатель, при этом не всегда есть возможность приобрести такое масло, которое залито изначально. Поэтому зачастую автолюбители доливают то масло, которое удается приобрести, оно не идентично тому, которое уже налито в двигатель автомобиля. Результатом смешивания различных по составу масел производства разных фирм становиться несовместимость компонентов присадок, и как следствие образование осадка. При смешивании разных масел, промывать двигатель обязательно. Если возникает пробоина прокладки головки блока цилиндра, то также обязательно осуществлять промывку двигателя. Охлаждающая жидкость попадает в масло, поэтому необходимо промыть все каналы и полости двигателя. Для этой цели используются промывочные масла. Синтетическое масло может потерять свои свойства при возникновении кратковременного перегрева двигателя, это может произойти на сильно изношенном двигателе, при условии, что горячие выхлопные газы попадают в картер. Некачественный фильтр также способствует тому, что масло оказывает положительное действие на двигатель. В состав промывочных масел входит базовое масло и присадки, в большинстве своем, обладающие моющими и дисперсирующими свойствами, эти масла не применяются при эксплуатации двигателя, промывка мотора занимает в среднем десять-пятнадцать минут и осуществляется на холостом ходу. Но постепенно ассортимент промывочных масел, а также их производство компаниями, выпускающими товары для обслуживания автомобиля, сокращается. Современные синтетические масла могут с успехом выполнять и роль промывочного масла, при сильном загрязнении двигателя рекомендованные интервалы технического обслуживания сокращают и через несколько внеплановых замен масла первоначальное состояние внутренних поверхностей двигателя восстанавливается.
Также в ассортименте большинства фирм, изготавливающих различные расходные жидкости, обязательно присутствуют присадки, используемые для очистки деталей двигателя. Такие присадки различаются между собой по степени эффективности и по времени работы, некоторые из них добавляют, когда до очередной замены масла остается триста-пятьсот километров, другие заливают в картер за десять минут до процедуры замены. Соответственно, действие одних на загрязнение более мягкое, а других – более жесткое. В первую очередь за счет использования промывочных присадок обеспечивается эффективная смазка таких элементов автомобиля, как коленвал, газораспределительный механизм и цилиндропоршневая группа.
Актуальность использования тех или иных типов присадок определяется степенью загрязнения двигателя и его общим состоянием. При сильной степени загрязнения, использование присадок с сильным действием, может привести к тому, что куски грязи, отколовшись, спровоцируют масляное голодание двигателя, тем, что забьют маслоприемник. Поэтому рационально в случае сильного загрязнения двигателя использовать присадки, обладающие мягким действием, за три-четыре процедуры применения они аккуратно очистят мотор автомобиля от загрязнения. Кроме того, использование промывочных присадок способствует устранению избыточного расхода топлива, и уменьшат объем вредных выбросов в атмосферу.