Внутренний автомобильный рынок США более других насыщен огромными автомобилями, приводимыми в движение моторами больших объемов и мощностей. Производимые в США для внутреннего использования, они лишь небольшими партиями попадают на европейский автомобильный рынок после некоторой адаптации (например, изменения шкалы спидометра на километры в час), а в Россию такие машины привозят через вторые-третьи руки. У нас такие машины пользуются популярностью у тех, кого не слишком смущают расходы на топливо и транспортные налоги, а главное мощь, размеры и комфорт. Среди таких "настоящих американцев" есть не только внедорожники и пикапы, но и минивэны – машины способные предоставить максимальный комфорт во время автомобильного путешествия с семьей или в большой компании.
В России наиболее известны две марки настоящих американских минивэнов – "Dodge Caravan" и "Chrysler Voyager". В принципе эти машины – близнецы братья. Отличаются они (в рамках одного поколения) лишь формой крышки капота, да радиаторной решеткой, хотя Вояджеры более технически изощренное изделие. Эти минивэны выпускаются уже не один десяток лет, Караван с 2000 года считается третьим поколением, хотя каких либо коренных технических изменений в начинке автомобиля, по сравнению с машинами второго поколения (1995 год), практически нет. Более простой технически, Dodge Caravan пользуется у автолюбителей наибольшей популярностью, поэтому он хорошо продается не только на родине, но и у нас, в России. До введения новых таможенных пошлин в 2007 году эта машина была одной из самых ввозимых в нашу страну.
Сейчас в России этот минивэн с пробегом более 100 тысяч километров можно приобрести менее чем за 400 тысяч рублей. Возможно, это становится решающим фактором для тех, кто хочет путешествовать семьей с комфортом, не имея возможности приобрести более дорогой автомобиль, а Lada Largus, имеющая практически ту же цену, не устраивает по уровню комфорта, или в принципе вызывает отторжение как изделие ВАЗа. Однако при приобретении маленького американского автобуса с пробегом надо учитывать несколько моментов, способных существенно отравить жизнь своих владельцев.
Для Америки "Dodge Caravan" это бюджетная машина, доступная большинству средних американцев. Дороги в США, конечно, получше чем у нас, но и крупные федеральные трассы у них пестрят выбоинами и заплатками, а в глубинке нередки гравийные и грунтовые дороги. Обычный срок эксплуатации автомобиля в американской семье – 3 года, и за это время от машины берут все, что она способна выдать. Три года, это как раз тот срок, за который в "Караване" практически ничего не ломается, за это время он может успеть пробежать до 160 тысяч километров. Первыми неисправностями у "Каравана" становятся неисправности электроники. В самом простом случае у него самопроизвольно включаются дворники, может врать спидометр и приборная панель изображает рождественскую елку. Так что покупать пригнанную из штатов машину стоит лишь после полного тестирования ее электронных мозгов на СТО. Кстати, там же можно убедиться и в том, была или нет машина в аварии. Если это не конструктор, собранный из нескольких машин, то все фронтальные подушки безопасности на месте, в противном случае на их места поставлены простые заглушки, поскольку обычно "черные сборщики" не заморачиваются такими мелочами. Еще одной рекомендацией, но это чисто субъективное ощущение, может быть совет поменять головной свет на ксенон. Многие жалуются, что американские машины слишком плохо освещают трассу ночью.
Конечно же, надо обратить внимание и на двигатель, который установлен на приобретаемый автомобиль. Караваны оснащались тремя видам моторов, отличающихся объемом и мощностью. Наибольшей популярностью в России пользуются машины с двигателем объемом 2.4 литра, менее популярны объемами 3.3 и 3.8 литра. В принципе это очень просто объясняется величиной таможенных сборов. В 2007 году таможенная пошлина на машины с двигателем объемом 2.4 литра равнялась 4858 евро, а трехлитровых – почти в два раза больше, 8500 евро.
Однако, рассчитывая таможенную пошлину, надо не упустить и технических характеристик моторов. Все моторы "Караванов" бензиновые. Лишь некторые модели "Вояджеров", которые поставляли в Европу, имели дизель объемами 2.4 литра и 2.8 литра (по 141 и 150 лошадиных сил соответственно). Бензиновый двигатель "Dodge Caravan", объемом 2.4 литра и мощностью 152 лошадиные силы, достаточно надежен, однако склонен к перегреву, так что стояние в пробках летом ему категорически противопоказано. Хорошо, если в случае закипания двигателя пробивается лишь прокладка между блоком цилиндров и головкой, однако нередки случаи и выхода из строя всей головки блока цилиндров. Такой ремонт обойдется не менее чем в 1000 долларов. Кроме того, механизм ГРМ у этого двигателя приводится в действие ремнем, который более ста тысяч не ходит. Так что при покупке машины вполне возможно попасть на дополнительные расходы по замене ремня, а стоит эта операция около 15000 рублей. Трехлитровые двигатели имеют цепь ГРМ, ресурс которой – не мене двухсот тысяч километров пробега. Именно по этой причине сейчас все "Караваны", независимо от объема двигателя, почти сравнялись в цене. Главным критерием в ее образовании остался лишь общий пробег. С пробегом тоже можно сильно "попасть", особенно при покупке "Вояджера" из Европы с дизелем. Такие машины европейцы брали для максимально дальних поездок, а те, кто перепродает такие машины, бессовестно скручивают пробег для поднятия цены. Ремонт же дизеля – гораздо более дорогостоящая операция, чем бензинового мотора.
Американцы очень не любят ездить "on stick" ("на палке"), к любителям механических коробок передач они относятся с почтительным ужасом, поэтому на американских "Караванах" их встретить невозможно. Единственно где их можно встретить – на Chrysler Voyager с двигателем объемом 2.4 литра, которые поставлялись в Европу. При эксплуатации четырехступенчатых автоматов, которыми оснащаются Dodge Caravan надо придерживаться обычных правил эксплуатации таких трансмиссий. Это обязательный предварительный прогрев, учет массы и аэродинамики автомобиля, который физически не предназначен для резких стартов и спортивного стиля езды, обязательная смена масла в трансмиссии не реже чем через 30 тысяч пробега, использование трансмиссионного масла, рекомендованного производителем. Замена масла и проверка автоматической трансмиссии – обязательная процедура при покупке "Каравана". При сливе масла и промывке трансмиссии неплохо под сливное отверстие поставить мелкий сетчатый фильтр. При наличии в масле большого количества дополнительных посторонних включений – стружки, кусков пластика, "обмылков" непонятного цвета, запаха и плотности, можно почти с уверенностью сказать, что трансмиссии скоро придет конец. В США эти агрегаты не ремонтируются, их считают расходными элементами машины, так что купить ремонтный комплект это большая удача, но стоит она не менее 35 тысяч рублей.
Для России автомобиль с полным приводом наиболее оптимальный вариант, однако Караванов с такой опцией встретить практически невозможно, к тому же такая машина имеет заведомо больший расход топлива, и так не слишком скромный даже у машин с одним передним приводом. К тому же задняя подвеска "Каравана" с полным приводом более дорогая в обслуживании и требует оригинальных запасных частей. Обычная машина с передним приводом имеет испытанную временем конструкцию подвески, в которой неразрезной задний мост на рессорах и гидравлической стойке сзади и МакФерсон с поперечным рычагом и пружинной рессорой спереди. Конструкция сама по себе надежная и не требующая особого внимания, однако, всякие расходные детали: втулки стабилизатора, сайлент блоки, шарниры рычагов и шаровые опоры изнашиваются в зависимости от качества дорог и самих запасных частей. Ступичные подшипники нормально работают до 50 тысяч пробега, что кажется довольно маленьким ресурсом, рычаги и сайлент-блоки начинают вызывать опасения лишь после ста тысяч пробега, примерно столько же выдерживают и шаровые опоры. Шаровые опоры можно менять каждую по отдельности, ставить можно как оригинальные, так и любые подходящие по размерам. Вообще слухи о слабости подвески "Караванов" порождены тем, что в Россию они попадают на пределе ресурса подвески, тем более что нередки случаи скрученного пробега. Вообще популярность этой марки автомобилей в России простимулировала богатый выбор всех видов запасных частей. Их можно купить и в оригинальном и неоригинальном виде, подержанными с автомобильных разборок, цены на эти запасные части тоже очень разнятся.
Клиренс у Dodge Caravan - 14 сантиметров, что, в принципе, достаточно для безопасного передвижения по нашим дорогам, если бы не колесная база 2 метра 88 сантиметров. Поэтому надо предпринять меры по установке хорошей защиты картера двигателя и трансмиссии, тем более, что основной масляный фильтр и масляный радиатор трансмиссии расположены у него очень низко.
Климат в США более теплый и сухой, чем в России, обычный срок эксплуатации машины до ее замены в американской семье - три года, поэтому производители "Каравана" не слишком заботятся о качестве лакокрасочного покрытия и антикоррозионной защиты.
По результатам краш-теста, при фронтальном фронтальном ударе автомобиль показал далеко не самый высокий уровень защиты пассажиров и водителя, однако степень защищенности детей в автокреслах на задних сидениях несколько выше. К еще одному плюсу этого автомобиля относится его непопулярность среди угонщиков и ставить его на охраняемую стоянку – зря потратить деньги.