По данным статистики количество совершенных угонов автомобилей выросло на четырнадцать процентов. Лидируют в этом списке по-прежнему автомобили японского производства. Среди них наиболее часто угоняют автомобили марки Honda. Самые популярные модели у угонщиков CR-V и Accord. Следующей по приоритету для преступников выступает марка Toyota. Самые часто угоняемые модели Camry и LandCruiser. Тройку лидеров замыкают автомобили компании Mazda и Mitsubishi. Такая популярность японских автомобилей объясняется их положительным имиджем у потребителей и высоким спросом на запчасти. Угнанные автомобили старше 3 лет продаются по частям, а произведенные в 2011-2012 гг. машины похищаются "на заказ". Кроме японских автомобилей повышенным интересом у преступников пользуются внедорожники немецкого производства, относящиеся к премиальному сегменту: Mercedes ML и BMW X6, BMW Х5, а также модели автомобилей компании BMW представительского класса.
На сегодняшний день инспекторы ГИБДД и специалисты сервисов настоятельно рекомендуют владельцам устанавливать противоугонные системы на транспортное средство. С одной стороны наличие такой системы даст определенные гарантии владельцу автомобиля. По словам экспертов, угнать можно любой автомобиль, но наличие противоугонной системы потребует от преступника дополнительных усилий и квалификации, затраты дополнительного времени, для того чтобы обойти все этапы защиты. В этой ситуации проще угнать такой же автомобиль, но не оснащенный противоугонной системой. С другой стороны, многие компании, профессионально работающие в сфере установки систем защиты от угона, на территории России при совокупности определенных обстоятельств гарантируют владельцу автомобиля возврат суммы стоимости похищенного автомобиля при его угоне. В этом случае, если правоохранительные органы машину не найдут, есть возможность получить финансовую компенсацию. Кроме того, при установке на автомобиль противоугонной системы страховые компании предоставляют владельцам скидку при оформлении КАСКО.
Существующие устройства по предотвращению кражи транспортного средства делятся на четыре группы. Работники сервиса ТехЦентр.ПРО и сотрудники дорожной полиции рекомендуют владельцам комбинировать несколько видов противоугонных систем - в этом случае существует вероятность, что у грабителя желание обходить многоуровневую систему зашиты пропадет. Владельцам автомобилей рекомендуется не делиться информацией о том, какая противоугонная система установлена на транспортное средство.
По типу действия противоугонные системы подразделяют на информирующие, блокирующие, противодействующие и следящие.
1. Информирующие противоугонные устройства.
Основной задачей такой системы является передача сообщения владельцу автомобиля, представителям полиции или охранного предприятия о том, что злоумышленники пытаются совершить хищение транспортного средства. По способу передачи сигнала, информирующие противоугонные системы подразделяют на акустические, радио-информирующие и комбинированные. Акустические информирующие противоугонные системы при попытке незаконного проникновения в автомобиль активизируют соответствующий звуковой сигнал (сирену), звуковой эффект сопровождается дополнительными визуальными сигналами автовладельцу. Визуальный эффект производится при помощи световых приборов автомобиля.
Радио-информирующие системы сигнализируют о попытке взлома при помощи радиосигналов, которые поступают на оконечное устройство (например, пейджер), которое находится у владельца транспортного средства или представителей охранных фирм.
Комбинированные информирующие противоугонные устройства сочетают в себе оба вышеописанных способа передачи информации. Информирующие системы наиболее распространены и отличаются относительно невысокой стоимостью. Нюансом при использовании таких противоугонных систем является степень чувствительности устройства к посторонним воздействиям. При повышенной чувствительности система будет срабатывать даже при незначительном воздействии извне, возможно срабатывание даже без контакта с транспортным средством (например, от громкого звука спортивного глушителя другого автомобиля). При пониженной чувствительности системы устройство может не активизироваться и при ударе по корпусу автомобиля. Степень чувствительности таких систем можно отрегулировать, обратившись к специалистам автосервиса. Качество и стоимость информирующих противоугонных устройств зависит от известности бренда, под которым выпускается охранная система, а также от набора дополнительных функций, которыми она оснащена. При использовании таких охранных устройств большое значение имеет устойчивость канала связи между приемником и брелком. С этой точки зрения, специалисты рекомендуют к установке следующие автосигнализации: Fortress, Starline, Сталкер, Mongoose, Excllent, Pandora.
2. Следящие противоугонные системы.
Такие устройства осуществляют передачу данных через диспетчерский центр по радиоканалу о несанкционированном передвижении автомобиля с использованием навигационных систем. Такая система конструктивно более сложная, чем информирующая, а соответственно более надежная. Установка следящих противоугонных устройств предполагает размещение в автомобиле скрытых элементов системы, задача которых заключается в контроле состояния замков дверей автомобиля, работы двигателя и трансмиссии. Снять блокировку системы может только владелец автомобиля, совершив ряд определенных манипуляций, известных только ему. При попытке взлома автомобиля сигнал посылается на телефон автовладельца или на пульт охранного центра. После подачи сигнала тревоги, система передает через спутник данные о маршруте движения автомобиля. Если разблокировка системы не происходит, то с автовладельцем выходят на связь, чтобы выяснить происходящую ситуацию. В том случае, если вместе с транспортным средством состоялось похищение самого владельца автомобиля, то у хозяина машины есть возможность воспользоваться тревожными кнопками, смонтированными в салоне. Кроме того, при возникновении экстренной ситуации есть возможность прослушать то, что происходит в салоне автомобиля благодаря вмонтированному микрофону. В следящей противоугонной системе используются модуль GSM для связи с владельцем по мобильному каналу или система GPS-навигации, которая отслеживает местоположение транспортного средства при помощи спутника. Возможна установка слежения смешанного типа - для такой комбинации нет места, где бы сигнал был недоступен, зона действия таких систем – весь мир. Следящие противоугонные системы могут быть установлены в совокупности с блокирующими устройствами, что в разы повышает надежность систем безопасности автомобиля, а при возникновении попытки хищения транспортного средства система просто надежно заглушит двигатель. Кроме того, следящая система обладает рядом дополнительных полезных функций, например, функцией оповещения автовладельца о неисправностях. Автолюбителям рекомендуется устанавливать комбинированный тип охранных устройств, для того чтобы обеспечить максимальную степень надежности охранного комплекса.
3. Блокирующие противоугонные системы.
Такой тип систем по-другому называют иммобилайзеры, при попытке угона они препятствуют запуску двигателя автомобиля, делают невозможным переключение передач, блокируют тормоза и рулевое управление. Иммобилайзеры подразделяются, в зависимости от способа разблокировки, на контактные и бесконтактные. Блокирующая противоугонная система состоит из блока, который прекращает работу двигателя в нужный момент и метки, которая считывается этим блоком. Форму метка может иметь разную: таблетка, карточка, лепесток и другие. В контактных иммобилайзерах для разблокировки системы метку либо прикладывают к считывателю, либо вставляют в него. В бесконтактных системах метка вноситься в зону приема сигнала иммобилайзером, она составляет примерно от 15 метров до 30-40 сантиметров. Блокировка двигателя автомобиля может выполняться тремя способами. Блокировка посредством транзисторов, бесконтактных реле или управляемых диодов, находящихся в проводке электрооборудования, которые управляются системой и препятствуют передаче сигналов управления. Заблокировать пуск двигателя можно посредством ввода контроллера системы впрыска топлива в компонент охранной системы. При попытке совершения кражи автомобиля подается определенный сигнал и прекращается подача топлива, контроллер встраивается в электрическую сеть охранной системы, при этом осуществляются скрытое изменение схемы соединений и цепи команд бортового компьютера. Третий способ блокировки двигателя осуществляется при помощи клапанов, которые препятствуют подаче топлива в двигатель автомобиля. Клапана находятся под управлением противоугонной системы, и встраиваются в карбюраторы и топливные насосы.
Переключение передач блокируется при помощи специальных механизмов, препятствующих передвижению рычага переключающего передачу. Привод механизмов бывает электрическим и механическим (с помощью ключа или замка). Сломать блокиратор сложно, не повредив коробку передач автомобиля.
Рулевое управление контролируется при помощи замка, который в закрытом состоянии препятствует вращению рулевого вала. Цена на данную конструкцию варьируется в зависимости от степени ее надежности. Самым недорогим вариантом являются конструкции, имеющие форму кочерги, они крепятся на руль и делают невозможным его вращение. Попробовать обойти данный вид защиты автомобиля от угона может только специалист по вскрытию замков, механическая поломка конструкции создаст много шума и привлечет к действиям угонщиков ненужное им внимание, поэтому такие системы считаются сравнительно надежными.
Тормозная система автомобиля блокируется при помощи противоугонной системы, которая, по сути, представляет собой механический клапан. При движении автомобиля и последующем нажатии на педаль тормоза, тормозная жидкость поступает к колодкам, вследствие чего, автомобиль замедляет ход и останавливается. После чего, за счет работы клапана тормозная жидкость обратно уже не поступает, колеса автомобиля блокируются сразу же после первого торможения. Система считается достаточно эффективной, при этом отличается невысокой стоимостью и простотой реализации.
4. Противодействующие противоугонные системы.
Такие охранные системы оказывают непосредственное физическое действие на самого преступника. Воздействие может происходить различными способами: электрошоком, перцовым аэрозолем, слезоточивым газом, ярким пульсирующим источником света, громкими звуками, капканом. При использовании такого типа противоугонных систем владелец автомобиля должен быть внимателен, чтобы по неосторожности самому не стать объектом воздействия системы, особенно актуально это для автовладельцев с детьми. Кроме того, в РФ существует закон о превышении пределов необходимой обороны, этот аспект рассматривается и регулируется статьей 14 ГК РФ и статьей 37 УК РФ. Если в порядке судебного заседания будет доказано, что автовладелец превысил допустимый порог обороны и защиты своего имущества и нанес существенный вред здоровью автоугонщика, хозяину автомобиля будет грозить административное взыскание, либо он будет привлечен к уголовной ответственности.
Специалисты рекомендуют автовладельцам для большей надежности устанавливать на свое транспортное средство противоугонные системы, объединяющие в себе механические и электронные охранные устройства. Устанавливать системы лучше в специализированных сервисах, а системами сложной конструкции занимаются лицензированные фирмы, которые не только осуществляют установку устройства, но и снабдят владельца автомобиля всеми необходимыми документами и инструкцией по эксплуатации. При приобретении нового автомобиля работники автосалона, как правило, предлагают установить на него сигнализацию и сделать маркировку деталей автомобиля. Принимать решение о целесообразности данного предложения будет сам владелец автомобиля, единственный нюанс состоит в том, что промаркированную машину сложнее продать впоследствии.
Среди предложенных на рынке противоугонных систем можно встретить системы, разработанные индивидуально специализированными компаниями. Такие системы предполагают несколько уровней защиты, которые размещаются в различных элементах автомобиля: обшивке, салоне, под капотом.
Некоторые автолюбители пользуются самодельными противоугонными системами, которые конструируют самостоятельно, но такой вариант защиты автомобиля от угона доступен немногим. В основной массе владельцы транспортных средств устанавливают на автомобили серийные противоугонные устройства, ориентируясь при этом на качество продукции, стоимость и те возможности, которые заложены в функционал охранной системы.