Сегодняшняя ситуация на рынке подержанных машин такова, что частных лиц, продающих собственные автомобили, насчитывается всего около 10% или чуть более того. Остальными продавцами стали различные торговые площадки, часто выдающие себя за автосалоны. Работают они по системе, аналогичной той, которую используют перекупы — люди, купившие дешево, а продать желающие как можно дороже, причем под видом собственника — владельца автомобиля.
Отличить собственника от перекупа можно по ряду примечательных признаков. Первым из них является постановка на учет. Действительные владельцы автомобилей, выставленных на продажу, чаще всего продолжают их использовать для своих целей, а значит, и не снимают с учета до реальной сделки и получения задатка за автомобиль. Если покупатель видит автомобиль на транзитных номерах (а значит, уже снятый с учета), его владельцем, скорее всего, окажется перекуп.
Еще один примечательный признак того, что автомобиль продается торговой площадкой, виден на сайтах с объявлениями. К примеру, на сайтах по продаже транспортных средств можно просмотреть контактную информацию владельца объявления по ссылке Продавец, подчеркнутой и выделенной, в тексте которой может располагаться округ или имя продавца. И если нажать на ссылку, покупателю откроются и все остальные автомобили, выставленные этим продавцом. Если под видом частного лица скрывается торговая площадка или перекуп, ассортимент выставленных автомобилей будет приличным. Ставка делается на покупателя, который узнает, что дело ему придется иметь с автосалоном, только по приезду на оговоренное место. Подобные уловки можно смело принимать за мелкое жульничество, так как честные автосалоны с самого начала позиционируют себя именно как автосалон.
По одним только фотографиям автомобиля в объявлении можно узнать много разной информации: здесь видны и транзитные номера, и состояние транспортного средства. Хороший продавец всегда показывает фотографии автомобиля изнутри. Покупателя должны насторожить чехлы в отличном состоянии — их чаще всего перед продажей надевают перекупы. У автомобилей, которые использовались в такси или были в аренде, сиденья обычно в довольно изношенном состоянии, которые и маскируют чехлами. Ради той же цели на руль надевают новую оплетку.
Полезно бывает узнать о владельце объявления больше, поискав номер его телефона в Интернете. Номера чаще всего находятся в разделе контактных данных. Номер телефона следует выделить и скопировать в одну из поисковых систем, например, Google или Яндекс. Найденные результаты могут рассказать потенциальному покупателю о том, что человек продал уже не один десяток таких автомобилей за короткий срок.
При звонке по объявлению не следует сразу называть марку и модель интересующего автомобиля. Если на заявление о том что Вы звоните по поводу машины на том конце провода отвечают вопросом "По какой именно?" - значит, перед покупателем — перекуп. Особое внимание следует обратить на имя, указанное в контактах — если при прозвоне оно не соответствует заявленному, это — перекуп. Собственники автомобилей всегда оставляют только свои контакты.
В первом телефонном разговоре следует задать максимум вопросов, требующих конкретики, и зафиксировать ответ. Перекупы на вопросы о том, когда именно было последнее ТО, замена масла или ремня ГРМ, какие именно царапины есть на автомобиле, отвечают редко и нехотя, избегая любой конкретной информации. В отличие от собственников, которые с удовольствием могут рассказать весь жизненный цикл автомобиля в мельчайших подробностях.
Владельцы автомобилей, действительно заинтересованные в сделке, чаще всего не указывают точное время звонка или ограничивают его естественными временными рамками. Перекупы поступают иначе, а именно ограничивают время рабочим днем, например, с 8-9 утра до 5-6 часов вечера.
Отличить перекупа от реального собственника можно даже по тому, как он торгуется: перекуп никогда не снизит планку стоимости по телефону, поскольку точно знает за сколько купил автомобиль и знает, за сколько хочет его продать, чтобы не остаться в плюсе. Такие владельцы стараются завлечь покупателя на место, чтобы как следует "обработать" его на сделку с помощью давно отработанных уловок. Торг на месте, скорее всего, будет минимальным или не будет вообще. Истинный владелец автомобиля всегда готов к торгу и даже может указать какие то проблемные места в машине, за которые следует поторговаться, например, царапины или приближающее ТО.
Как по телефону, как и при встрече от продавца автомобиля следует получить четкий и явный ответ: кто именно вписан в ПТС. Перекупы, которым задают слишком много вопросов, готовятся обороняться и сообщают, что автомобиль принадлежит родственникам, которые находятся в дальней поездке. Такие продавцы заявляют, что сами будут оформлять автомобиль по собственным связям и проблем с оформлением, конечно, не будет. Так практически всегда поступают только перекупы.
Ключевой момент при покупке автомобиля — при сделке с перекупом возможны большие документальные проблемы. Происходит это по одной простой причине: сделка возможна в присутствии 2 сторон - собственника ТС и покупателя. Покупатель - это Вы, человек, готовый заплатить за нее свои деньги, а на месте продавца — человек, не имеющий особого отношения ни к сделке, ни к автомобилю, единственными документами которого зачастую являются ксерокопии паспорта реального бывшего собственника. Даже после постановки транспортного средства на учет к новому владельцу автомобиля могут появиться претензии от его предыдущего собственника и требования вернуть автомобиль законному владельцу. При такой сделке договор купли-продажи легко признается недействительным с помощью суда, так как найти перекупа, присутствовавшего на сделке и даже поставившего свою собственную подпись, — практически невозможно.