Автомобильный бренд "Нива" известен уже на протяжении 37 лет. Зарекомендовал он себя довольно неплохо. Если владелец внимательно относится к техническому состоянию этого внедорожника и способен произвести ремонт самостоятельно, то ему доступна практически любая точка, выбранная на карте. Почти 22 года машины этой марки выпускались без каких либо существенных изменений, только в 1998 году на международном автомобильном салоне конструкторы представили концепт внедорожника ВАЗ 2123. К тому времени вся экономика нашей страны находилась в крутом пике, так что сил у ВАЗ хватило лишь на демонстрацию намерений. Новинку оценили в концерне General Motors и решили выкупить лицензию на производство вместе с брендом "Нива".
Американцы отнеслись к приобретению с полной серьезностью, и, чтобы их никто не обвинил в плагиате, внесли в конструкцию более тысячи семисот изменений. С 2002 года эта машина, с полным правом носящая на капоте жирный "плюс" – логотип Chevrolet, сошла с конвейера. К сожалению она получилась почти в два раза более дорогой, чем привычная ВАЗ 2121 и даже 2131, поэтому от старых моделей решили также не отказываться. Первыми на новинку повелись угонщики. Пока они не раскусили, что это все та же старая "Нива", только в новом обличье, автомобиль был самым "рейтинговым" в милицейских сводках. На протяжении 11 лет выпуска Chevrolet Niva постоянно модифицировалась, продолжает модифицироваться и сейчас, причем хозяева "GM-Автоваз" демонстрируют желание следовать европейской моде, превращая внедорожники в "недоприводы", поскольку уже озвучена версия, что часть новых "Нив" будет выпускаться с 2014 года лишь с передним приводом.
Если вы решили примкнуть к лагерю "Нивоводов", то должны четко представлять, что Chevrolet Niva это машина, имеющая все наследственные признаки советского автомобиля и лишь красивую упаковку "Chevrolet". Итак, что такое "Шнива"? В первую очередь это внедорожник. Можно спорить о его принадлежности к "классическим", поскольку он имеет не жестко подключаемый второй мост, а постоянно подключенный, причем управляемый бортовым компьютером. В то же время такой тип привода признается хорошей оснасткой для бездорожья, поскольку довольно легкий автомобиль (1860 кг) хоть каким либо колесом, но зацепится и вылезет.
Кузов у Шевроле Нивы несущий, пятидверный, рассчитан на посадку пяти человек. Пятая дверь открывается как обычная автомобильная дверь "справа-налево", на неё (в стоке) вешается запаска и многие автомобилисты жалуются на слабые петли, от чего дверь постоянно провисает. Концерн "GM" очень активно поработал над интерьером салона автомобиля, поэтому уровень комфорта, если сравнивать его с остальной продукцией ВАЗ, что называется "на уровне". Из опций, существенно влияющих на комфортность управления автомобилем, стоит отметить регулируемую по высоте рулевую колонку и гидроусилитель руля.
В основных комплектациях на машину устанавливали обычный вазовский 4-х цилиндровый бензиновый двигатель от 2131, объемом 1.7 литра и мощностью 80 л.с (инжектор). Он немного усовершенствован - на него установлен гидронатяжитель цепи грм и разные электронные датчики для управления. Сопрягается этот двигатель с механической пятиступенчатой КПП. Для усиления внедорожных качеств в машине имеется двухступенчатая раздаточная коробка, управляющая блокировкой межосевого дифференциала.
Выбирая себе подержанную Niva Chevrolet можно найти несколько модификаций, каждая из которых в чем-то лучше предыдущей, но любая из них имеет собственные недостатки.
Самыми распространенными комплектациями Нивы Шевроле являются GLS и L. Отличаются они уровнем комфорта и размером колесных дисков. GLS имеет 16 дюймовые колеса, что в наиболее ранних моделях усугубляет серьезную болезнь этой машины – слабость передних ступичных подшипников. По сути это ступичные подшипники ВАЗ 2106, хорошо работающие с дисками 13 дюймов. Широкие колеса на 15-ти, а тем более 16-ти дюймовых дисках могут разбить ступичные подшипники гораздо раньше предусмотренных регламентом 80-ти тысяч пробега. С передними ступичными подшипниками у этой машины связан еще один неприятный момент – их надо регулировать подтягиванием не реже чем один раз за 30 тысяч пробега. На практике это делается гораздо чаще (не у всех машин, но как повезет), причем на СТО, как правило, не знают точно, как это делать правильно, поэтому случаи "перетяжки" очень часты. Из разновидностей этих комплектаций можно отметить GLC и LC, отличаются они наличием в салоне кондиционера. Внешне комплектации GLS и GLC отличаются наличием на крыше двух продольных рейлингов.
Многие владельцы отмечают ненадежность работы системы гидронатяжения цепи ГРМ, чаще всего в нем отказывает обратный клапан или трескается алюминиевая трубка подачи масла. Как во всякой отечественной машине в Ниве Шевроле есть места, куда трудно добраться и где неисправность обнаруживается в самый неподходящий момент. Для этой машины подобное место - нижний патрубок системы охлаждения, который после 60 тысяч километров пробега может самостоятельно сорваться с радиатора. Для того чтобы подтянуть хомут надо ставить машину на эстакаду и снимать защиту картера. Пластмассовый бачок для охлаждающей жидкости расположен явно неудачно. Из-за вибрации, почему-то концентрирующейся в этом месте, он лопается по шву довольно часто, практически став для владельцев расходным материалом.
Существуют еще две, довольно редкие для Chevrolet Niva комплектации. Одна из них – FAM-1, имеющая еще аббревиатуру GLX, имеет особую комплектацию силовых агрегатов. На ней стоит "опелевский" двигатель мощностью 122 л.с., объемом 1.8 литра. Он сопряжен с пятиступенчатой японской механической трансмиссией от Suzuki Grand Vitara. Особенностью этой трансмиссии было сопряжение в одном корпусе КПП с раздаточной коробкой. По всей видимости, это единственная модель "Нивы", у которой не наблюдалось подтекания масла в раздаточной коробке, и не было слышно завывания шестерней. Кроме шикарной силовой комплектации эта модель была оснащена системой ABS, тормозами с гидроусилителем большего диаметра (10 дюймов против 9 в обычной комплектации), двумя передними подушками безопасности. Сиденье водителя в ней регулируется по высоте. Выпускалась она с 2006 по 2008 год, и очень ограниченной партией - всего тысяча штук.
Немного большим количеством выпускаются "Шнивы" в комплектации "Трофи". Она оттюнингована для жизни на бездорожье. В этой модели отказались от гидронатяжителя цепи ГРМ, предпочтя вернуть старый, проверенный временем - механический. Трансмиссия "Трофи" имеет измененное передаточное число главных пар. Оно увеличено до 4.3 против обычного 3.9. В редукторах стоят самоблокирующиеся, с повышенным коэффициентом трения, дифференциалы. Для предотвращения возможного гидроудара фильтр воздухозаборника снабжен вертикальной трубой – "шнорхелем". Еще установлен выключатель принудительного вентилятора охлаждения. В остальном "Трофи" это комплектация GLS.
Подвеска у всех видов комплектаций Niva Chevrolet одинаковая. Задняя зависимая (неразрезной мост) со стойками и пружинными рессорами. У нее пять штанг – одна поперечная и четыре продольных (две сверху, две снизу). Передняя независимая, с качающейся свечой, пружиной рессорой и двумя рычагами. Обычный ресурс всей подвески – 50 тысяч пробега. По мнению многих владельцев первыми начинают сдавать резиновые втулки тяг заднего моста.
Покупая Chevrolet Niva стоит быть готовым к общению с автомобилем, имеющем прочные советские корни. Поломка может застать хозяина в самый неподходящий момент. Через достаточно короткое время вы будете точно знать все наименования запасных частей из каталога, их разновидности и цену.
Итак, достаточно часто сбивается настройка механизма ГРМ из-за проскакивания цепи на приводной звездочке. Причина – отказ гидравлической конструкции натяжителя, самые слабые места которого – обратный клапан и трубка подачи масла, сделанная из алюминия. Этот же натяжитель добавляет шумности при запуске. Обычно ресурс натяжителя ограничивается пробегом в 50-60 тысяч километров.
Как обычно не блещут особой надежностью всякие электронные датчики. Например, всего после 10 тысяч может выйти из строя датчик дроссельной заслонки, характерно это тем, что после запуска двигатель тут же глохнет. В обычной карбюраторной машине это признак засорившегося главного жиклера, а тут – неисправности небольшого датчика ценой 300 рублей. Модуль электронного зажигания выдерживает 100 тысяч пробега, если ему пришел конец, то двигатель будет "троить".
Правило держать уровень масла посередине между "min" и "max" на Шевроле Нивы не работает. Многие работники СТО рекомендуют держать его почти на максимуме, это даст некоторую гарантию, что к ста тысячам пробега не застучат гидрокомпенсаторы. Вообще владельцу этой машины надо обладать абсолютным музыкальным слухом. Если пропустить момент начала стука гидрокомпенсаторов, то рано или поздно произойдет разрушение рампы и прогар клапанов, что приведет к потере компрессии. Если даже повышенный уровень масла уже не помогает от стука, то гидрокомпенсаторы надо менять как можно скорее.
Вообще рубеж 100 тысяч пробега это знаковая цифра, после которой надо серьезно заняться здоровьем мотора. Обычно все начинается с того, что мотор начинает усиленно "кушать" масло. Расход может достигнуть полулитра на 1000 километров. Причиной этого является потеря эластичности маслосъемных колпачков. Эта деталь может быть только заменена. Вторым после этого рубежа выходит из строя масляный насос, потом регулятор холостого хода, за ним датчик массового расхода воздуха. Общая цена этой троицы – около 3500 рублей. Апофеозом этой лавины неисправностей является прогорание прокладки блока цилиндров, после чего вас может добить сгоревший стартер.
Двигатель у Chevrolet Niva вообще очень "музыкален" - уже при запуске он издает полную гамму звуков, в которой почти обязательно присутствует звук работы бензонасоса, а после 20 тысяч пробега к общему хору добавляется дребезжание кронштейна, крепящего выпускной коллектор. Если со звуком бензонасоса придется смириться, то замена разрушенного кронштейна обойдется в 2000 рублей.
Механическая КПП Шевроле Нивы не оправдывает расхожего мнения о том, что механика надежнее автомата и ремонт ее проще. Очень сложно заставить ручку КПП вести себя тихо на оборотах 2500-3000. Проблему дребезга не устраняет даже полная замена рычага в сборе с вилкой. Иногда получается это сделать заменив вилку и подшипник. Нередко на кулисе механизма выбора передач ослабевает хомут, от чего ручка смещается немного вперед. Незаметное на глаз смещение приводит к выбиванию пятой передачи или отказу включения заднего хода.
Внимательный хозяин может определить момент, когда подшипник первичного вала вот-вот развалится. Это заметно по прекращению шума в КПП после выжимания сцепления. В ремонте КПП - замена сальника первичного вала – одна из самых дорогостоящих и сложных операций, ее стоимость – в районе 4000 рублей. О сцеплении и его приводе хочется упомянуть особо. Во-первых, его моторесурс 80 тысяч километров пробега, редко 100, во-вторых, пыльник главного цилиндра иногда не выдерживает и 10-ти тысяч.
Традиционно для всех Нив наблюдается подтекание масла на сальниках раздатки. Явление это перманентное и почти неустранимое. Шеви Нива в этом ряду не исключение, причем в наказание за устранение потеков можно получить дикое завывание шестерен. В дополнение потеков масла с раздатки можно найти течь от привода спидометра. Это болезнь хроническая и неизлечимая.
Если приобретается машина с пробегом близким к 50-ти тысячам, то будьте готовы к переборке всей подвески, поскольку ее обычный ресурс ограничивается имнно этой цифрой. Проблемы начинаются со стука в районе заднего моста. Его издают тяги, резиновые втулки которые лишь внешне целы. В передней подвеске владельца может "порадовать" смена внешнего пыльника ШРУС. Стоит эта деталь тысячи полторы рублей.
Что еще может понадобиться заменить в подержанной Chevrolet Niva? Ну, например, детали тормозной системы. Тормозные шланги после пяти лет жизни надо заменить, даже если внешне они хорошие. Тормозных дисков спереди хватает на 70 тысяч пробега, колодок – максимум на 40. Задние колодки более живучие, менять их надо после 70 тысяч пробега, а тормозные барабаны – после 120-ти.
В целом Chevrolet Niva неплохая машина, правда не слишком динамичная – разгон до сотни целых 19 секунд. Однако со своей главной задачей – ездой по бездорожью она справляется достаточно уверенно. При этом у нее достаточно высокий уровень комфорта в салоне. Шевроле Нива один из первых отечественных автомобилей, которые начали оснащаться гидроусилителем руля, электрическим приводом стеклоподъемников, регулируемой рулевой колонкой. Во многом это машина - лотерея, как и все машины отечественного производства. Уровень качества сборки и все последующие возможные мытарства владельца определяются квалификацией смены, настроением мастера, временем года, и, возможно, погодой. Попадаются и вполне приличные машины, не доставляющие владельцам особенных хлопот.
По степени коррозионной стойкости кузова Chevrolet Niva тоже нет единого мнения. Есть регионы, где кузов начинает усиленно цвести уже на пятом-шестом году эксплуатации. По-видимому, здесь точно такая же ситуация, как и с общим техническим состоянием автомобиля – как повезет.
Несмотря на то, что популярность этой модели среди угонщиков уже значительно упала, однако она является одной из самых угоняемых отечественных машин, поэтому при покупке подержанной "Нивы Шевроле" стоит уделить максимальное внимание юридической чистоте сделки и соответствию всех документов оригинальным образцам.
Chevrolet Niva, проектировавшаяся в последнем десятилетии прошлого века, не может похвастаться хорошими оценками за прохождение краш тестов. При лобовом столкновении особенно достается коленям и бедрам, а также грудной клетке водителя и переднего пассажира. Этот недостаток немного скомпенсирован в последних моделях, оснащенных фронтальными подушками безопасности.
Повезло тебе Дима.У меня раздатка сдохла на 30 тыс км)))И это токо начало.