Если вы собрались приобрести автомобиль, но бюджет ограничен, то вам неизбежно потребуется сделать выбор: купить новый автомобиль отечественного производства или недорогой подержанный иностранный аналог. Во втором случае хорошим вариантом станет Skoda Fabia первой генерации. Мы попытались выяснить насколько выгодными будут приобретение и эксплуатация этой модели. Для примера был взят универсал с механической КПП, 1,2-литровым двигателем и пробегом в 124 тысячи км.
Премьера Fabia, получившего внутризаводское обозначение 6Y, прошла в 1999 году на Франкфуртском автосалоне. Выпуск автомобиля был связан с необходимость обновить линейку, в частности заменить устаревшую модель Felicia. В 2000 году стартовало серийное производство универсала, а в 2001 – седана. В 2004 году модель пережила незначительный рестайлинг: изменились передний бампер, задняя оптика и некоторые элементы салона.
Автомобиль построен на платформе от Volkswagen. Ранее на ней были выпущены такие модели, как VW Polo, Seat Ibiza. Автомобиль имел со своими сородичами немало общего.
Автомобили немецкого производства по определению имеют отличную сборку. Fabia не стала исключением: кузовные панели подогнаны с минимальными зазорами. Также они оцинкованы, что хорошо противостоит коррозии. Ржавчина зачастую заметна лишь на авто, плохо восстановленных после ДТП. Повышенная эксплуатация задней двери может привести к возникновению люфта в механизме замка, который легко регулируется. Неудобства водителю могут предоставить массивные передние стойки, значительно ограничивающие обзорность.
Приоритетной задачей для производителя являлось создание бюджетной модели. Но это не должно было сказаться на качестве автомобиля. Поэтому было принято решение сэкономить на оснащении базовой версии, в частности на дополнительном оборудовании. Первые комплектации предусматривали одну подушку безопасности, иммобилайзер, электроусилитель рулевого колеса и возможность его регулировки. Автомобили более дорогих комплектаций включают комплект современных систем безопасности и отличаются повышенным комфортом.
Электроника модели надежная и понятная. При этом мелкие поломки случаются довольно часто. Определенные неудобства вызывает и омыватель стекла: часто теряется колпачок форсунки, а приводящая трубка соскакивает и трескается в сильные морозы. Следует отметить, что эти недостатки совсем незначительны: колпачок форсунки стоит копейки, а трубку можно закрепить хомутом, если она целая. Общей болезнью для автомобилей Volkswagen являются проблемы с концевиками дверей. При их поломке, что происходит довольно часто, придется заплатить 2 000 рублей за новый замок, поскольку деталь поставляется исключительно в сборе. Замена обойдется в 1 000 рублей. В зимнее время концевики часто подмерзают, и электроника считает, что двери открыты. В таком случае автомобиль желательно переставить в теплое помещение. Также зафиксированы случаи поломки сервопривода заслонки отопителя.
Линейку двигателей для Skoda Fabia представляют восемь бензиновых и четыре дизельных силовых агрегата. Самый маломощный среди них – бензиновый 50-сильный мотор. Он предназначен для спокойной городской езды и отличается высокой надежностью. Автомобиль также оборудовали трехцилиндровым 1,2-литровым двигателем в шестиклапанном или двенадцатиклапанном варианте мощностью 50 и 65 л.с. соответственно.
В автомобиле использован цепной привод ГРМ. Следует помнить, что цепь со временем вытягивается и напоминает о себе характерным шумом. С учетом запчастей ее замена в автосервисе обойдется в 8 000 рублей. Общий ресурс этих двигателей равен 300 000 км. Особое внимание на шум вышеупомянутой цепи следует обратить после в 100-120 тысяч км пробега. При его выявлении необходимо незамедлительно обратиться в сервис. В противном случае возможен разрыв цепи, из-за чего могут погнуться клапана и вероятно разрушение поршней.
Движки объемом 1,4 л были представлены в четырех вариантах. Среди них 60 и 68-сильные модернизированные версии устаревших моторов Skoda, появившихся еще во время выпуска моделей Favorit и Felicia. Привод ГРМ на этих автомобилях также осуществлялся цепью, эксплуатировать которую можно было 100 тысяч км и более. Во всем остальном данные силовые агрегаты неприхотливые, надежные и достаточно тяговитые.
Пара других – известные 75 и 101-сильные 16-клапанные моторы Volkswagen. Они не столь неприхотливые к качеству бензина. Желательно иногда промывать форсунки на работающем моторе. Это позволит очистить стержни клапанов от образовавшихся отложений. Известны случаи поломки датчика положения дроссельной заслонки, что может привести к необходимости замены заслонки, но это в худшем случае. За ремонт выложить придется порядка 16 000 рублей. Ремень ГРМ рекомендуют менять каждые 90 тысяч км. параллельно рекомендуют заменять и помпу (новая деталь обойдется в 4 500 рублей).
Еще один бензиновый двигатель – 115-сильный агрегат объемом 2 л. Он разгоняет Fabia до отметки 100 км/ч за 10 с и делает автомобиль относительно динамичным на дороге.
Дизельные двигатели, устанавливаемые на Fabia, не получили широкую популярность и практически не использовались.Трехцилиндровый 1,4-литровыай мотор, оборудованный турбиной, имеет мощность 75 л.с. Известный 1,9-литровый агрегат в версии SDI способен выдать скромные 64 л.с., а в турбированной версии TDI – 101 л.с. Любителям быстрой езды чехи предложили спортивную модификацию RS с самым мощным двигателем линейки – 131-сильным мотором объемом 1,9 л. Максимальная скорость с этим двигателем равна 204 км/ч, а разгон до отметки в 100 км/ч происходит за 9,6 с. Низкое качество нашей солярки негативно сказалось на экономичности дизеля, что и привело к его низкой популярности.
Практически все варианты оборудовали 5-ступенчатой механической КПП. Для дизельной RS предлагалась 6-ступенчатая механика, а для 75-сильного двигателя объемом 1,4 л была доступна автоматическая КПП. Все трансмиссии надежные и не вызывают проблем. Правильная эксплуатация сцепления продлевает его работу до 100 тысяч км. В зависимости от двигателя, оригинальный диск обойдется от 3 500 до 6 000 рублей. За работу мастеров придется доплатить еще порядка 4 500 рублей. Масло в коробке-автомат меняют каждые 60 тысяч км. Стоимость его замены составит около 5 000 рублей.
Более мощные двигатели работают совместно с коробками от Volkswagen. Обе коробки довольно надежные и обычно не требуют вмешательства до 100 тысяч км пробега, когда разбалтывается кулиса и переключение передач теряет изначальную четкость. В сервисе эту поломку исправят за 1 000 рублей.
Подвеска у Fabia простая, надежная и весьма комфортная для своего сегмента. Спереди она представлена стойками McFerson, а сзади – полунезависимой балкой. В передней подвеске зачастую ломаются втулки стабилизатора, которых в среднем хватает на 25-30 тысяч км. Их замена даже с оплатой работы специалиста копеечная. Стойки стабилизатора зачастую требуют замены после 50 тысяч км пробега. Их замена с учетом работы обойдется в 3 000 рублей. Сайлент-блоки передних рычагов выполняют свою работу по 100 тысяч км. За их замену оригинальными запчастями придется выложить около 6 000 рублей. Столько же исправно работают шаровые опоры (2 000 рублей за ремонт одной стороны), рулевые тяги и наконечники (2 500 рублей за одну сторону).
В задней подвеске через каждые 100 тысяч км следует обращать внимание на сайлент-блоки задней балки. Передние амортизаторы исправно работают около 70 тысяч км (замена пары обойдется в 8 500 рублей), а задние – 90 тысяч км (замена с учетом работы стоит 7 000 рублей за пару). Передние колодки выдерживают 20-30 тысяч км пробега (замена обойдется в 2 200 рублей), а диски изнашиваются после 2-3 комплектов колодок (4 200 рублей с учетом работы). Сзади автомобиль оборудуют и дисковыми, и барабанными тормозами. В первом случае колодки изнашиваются через 50-60 тысяч км (3 000 рублей с работой), а диски – 100-200 тысяч км (4 000 рублей за пару). Во втором случае известны выходы из строя колодок как после 30 тысяч км пробега, но средний показатель равен 80 тысячам км (оригинальный комплект обойдется в 4 200 рублей). Барабаны работают около 15 тысяч км (2 200 рублей за штуку). Применение качественных оригинальных запчастей существенно сокращает расходы на обслуживание автомобиля.
Fabia участвовала в краш-тесте по методике EuroCap. В случае лобового столкновения салон заметно не пострадал, но торпедо серьезно повредило нижние конечности водителя и пассажира. При боковом столкновении и ударе в столб Fabia получила максимальную оценку безопасности. Но во время удара в столб открылась задняя дверь, поэтому был снят 1 балл. Бампер автомобиля также набрал максимальные баллы за защиту ног пешехода, когда передний край капота не получил даже одного балла. По результатам краш-теста Fabia получила 4 звезды.
В 2005 году модель подвергли незначительному фейс-лифтингу: были изменены передние противотуманки, радиаторная решетка и задняя оптика. Помимо этого автомобиль оборудовали новым рулевым колесом и пересмотрели уровни спецификации. В версии RS также изменилось передаточное число редуктора. Чехи дали понять о том, что у Fabia появилась полноценная спортивная версия с 1,4-литровым 75-сильным агрегатом и механической КПП.
Стоимость подержанной Skoda Fabia первой генерации стартует с отметки в 200 000 рублей. Ее можно уверенно рекомендовать к покупке, так как она является одним из немногих автомобилей, отличающихся высокой надежностью и низкой стоимостью. Помимо этого модель обслуживают по вполне приемлемым ценам.