Выбирая автомобиль, люди ориентируются не только на различные технические характеристики, но и на внешний вид, который играет большую роль, причём не только эстетическую, но и практическую. Такой параметр, как цвет машины влияет на безопасность и раскрывает характер её владельца. Этот факт доказан с научной точки зрения в результате исследований, в которых принимали участие психологи, медики и специалисты по безопасности дорожного движения.
Цвет – это излучение, которое характеризуется различными по своей направленности на восприятие человека волнами, имеющими определённые степени отражения и поглощения световой энергии. Цвет воспринимается органом зрения, от которого мгновенно передаётся сигнал в мозг, запуская процесс воздействия на нервную систему.
Цвет автомобиля заставляет по-разному воспринимать скорость его движения и оценивать расстояние до него. Яркая раскраска всегда выделит машину на общем фоне нейтральных тонов. Благодаря яркому цвету создаётся оптическая иллюзия, вводящая людей в заблуждение относительно истинного удаления автомобиля: будет казаться, что он находится ближе. Такое впечатление усиливается от оптического обмана относительно скорости движения. Автомобили ярких "кислотных" цветов, по мнению людей, передвигаются в ускоренном режиме. Возможно, поэтому все спортивные машины окрашены в яркие цвета.
Все цвета можно условно разделить на "горячие" и "холодные". К первой группе относятся все оттенки красного, оранжевого и жёлтого цветов, которые обладают большой длиной волны, поэтому на их восприятие тратится больше энергии. Подсознательно это вызывает раздражение и даже агрессию человека. Эти цвета способны привести к более учащённому сердцебиению и усилить ритм дыхания. Активный характер "горячих" цветов стимулирует деятельность мозга, приводя к убыстрению всех процессов в организме.
Цвета холодной гаммы – зеленые и голубые. Они состоят из коротких волн, поэтому воспринимаются человеком без напряжения. Они оказывают успокаивающее воздействие на человека, вызывая замедление метаболизма. Даже самый вспыльчивый человек способен "охладиться" под воздействием цветов данной гаммы, к которым относятся и такие популярные для автомобилей цвета, как серый и чёрный.
Цвета способны влиять не только на реакцию человека, но и создавать оптический обман зрения, когда форма и размер машины воспринимаются искажённо. Автомобили светлых оттенков воспринимаются человеком в более крупных размерах, чем они есть в действительности, а их форма выглядит более рельефной. Тёмная расцветка автомобиля, наоборот, скрадывает его размеры, создавая впечатление компактности.
Каждый цвет имеет определённое значение для автолюбителя, оказывая воздействие на его поведение и восприятие дорожной ситуации.
Красный
Автомобиль этого цвета характеризует его владельца как смелого и общительного человека, который любит доминировать и может в любой момент проявить вспыльчивость и даже агрессию. Красный цвет подразумевает страсть, скорость, сильную энергию. Агрессивная манера вождения – это не редкость для автолюбителей за рулём красных машин.
Красный автомобиль может быть источником опасной ситуации на дороге. Другие водители находятся под действием оптического обмана, думая, что владелец красного авто хочет "подрезать" их машину. В Ирландии к машинам красного цвета относятся негативно, а в России, Норвегии, Ираке и Мексике воспринимают их положительно. Для Китая красный цвет ассоциируется с удачей и считается праздничным, а в Индии это цвет жизни, наполненной энтузиазмом.
Розовый
Этот нежный оттенок говорит о чувствительности и сентиментальности автолюбителя, который стремится к доброте. Хотя розовый и считается цветом жизни, на дороге он вызывает раздражение у более прагматичных водителей.
Белый
Данный цвет очень популярен среди владельцев машин во всех странах, особенно в европейских. Культура этого региона связывает его с чистотой и юностью. В Китае и Индии он считается траурным, поэтому отношение к нему автолюбителей в этих странах более сдержанное. Наукой доказано, что белые машины самые безопасные на дорогах, так как этот цвет вызывает нейтральное отношение. Белый цвет ассоциируется со снегом, поэтому он считается холодным, оказывая на людей разное воздействие: кого-то он притягивает, а других, наоборот, отталкивает.
Серый
Владельцы машин серого цвета отличаются рассудительностью и беспристрастностью, но могут быть высокомерными и недоверчивыми людьми. Автомобили цвета серый "металлик" часто встречаются на дорогах, так как с ними связаны представления о профессионализме, прогрессе и скорости.
Зелёный
Данный цвет приносит человеку только положительные впечатления, так как он связан с природой, весной и жизнью. Он популярен во всех странах, культурные традиции которых связывают его с приятными ассоциациями. В частности, для Индии – это символ надежды, для Китая – роскоши и юности. На дорогах России, Австралии, Мексики и Ирландии довольно часто встречаются автомобили зелёного цвета, которые действуют на человека успокаивающе. В то же время, владельцы зелёных машин не терпят чужого влияния, и дорога для них – это один из способов самоутвердиться. Поэтому от таких водителей следует ожидать непредсказуемых действий.
Чёрный
Автомобили чёрного цвета традиционно приобретаются влиятельными и знаменитыми людьми, стремящимися подчеркнуть свой статус. Тем более неожиданно и интересно утверждение психологов о том, что чёрный цвет свидетельствует о неуверенности водителя в своих способностях, а также о мрачном восприятии действительности. Об этом говорит и тяга людей к более фундаментальным автомобилям, которые за счёт чёрного цвета выглядят более весомыми, чем подобные машины светлых тонов.
Синий
Данный цвет ассоциируется с морской водой. Водители, выбирающие синий цвет для своих автомобилей, быстрее других утомляются и склонны впадать в меланхолию. Поэтому для них очень важно, чтобы их окружали только благожелательно настроенные люди: рассудительные пешеходы, добрые регулировщики, уважительные водители.
Салатный
Появление на дороге машины салатного цвета не предвещает ничего хорошего. Водители таких машин отличаются властным характером, который в сочетании с недалёким умом делает их опасными для других участников дорожного движения. Стиль вождения у таких людей непредсказуем, и они любят, чтобы все подчинялись их правилам.
Жёлтый
Особенно любимы машины жёлтого цвета в Китае, для этой страны он является символом золотого века империи. Европейские традиции связывают данный цвет с отчаянием, а в Индии он обозначает великолепие.
Зрительно жёлтый цвет притягивает к себе внимание, но также способен вызывать оптический обман, так как создаёт иллюзию уменьшения реального расстояния. Владельцы жёлтых автомобилей характеризуются как спокойные, интеллигентные люди, отличающиеся смелостью. Они легко приспосабливаются к любой дорожной ситуации, что подчёркивает их профессионализм.
Голубой
Отношение к этому цвету в различных культурах неоднозначное: в Китае – это траурный цвет, в Индии – символ правдивости. Если долго смотреть на движущийся впереди автомобиль голубого цвета, то можно искажённо оценивать ситуацию на дороге.
Коричневый и его оттенки
Водители, выбирающие этот цвет для своего автомобиля, свято берегут традиции и семейное благополучие, поэтому на дороге они ведут себя уверенно и адекватно, всегда владея ситуацией. Автомобиль тусклого коричневого цвета говорит о жадности, скрытности и возможно даже подлости его владельца.