Первые автомобили или вовсе обходились без коробки передач, или использовали примитивные трансмиссии ременного типа. В начале XX-го века появилась классическая шестеренчатая МКПП, а уже в 40-х годах – полностью автоматическая коробка. Куда более сложным был путь развития бесступенчатых трансмиссий, роль коробки передач в которых выполнял вариатор. Первым автомобилем, укомплектованным такой системой, стал голландский компакт-кар DAF 600, анонсированный в 1958 году. С тех пор прошло немало времени, однако многие автолюбители, особенно отечественные, продолжают относиться к вариаторам настороженно. Отталкивает их, в первую очередь, кажущая сложность ремонта вариатора http://atcmgroup.ru/remont-variatorov. Но так ли это на самом деле?
В последние годы широко распространена практика замены неисправных вариаторов на новые или контрактные (то есть бывшие в употреблении). Тем не менее, многие официальные представители автомобильных корпораций предоставляют услуги ремонта бесступенчатых КПП. Берутся за такую работу и профильные мастерские. Главной проблемой становится именно выявление поломки, ведь зачастую то, что водитель списывает на сбои вариатора, на деле оказывается поломками двигателя или даже отдельных датчиков. Поэтому первым этапом восстановления бесступенчатых коробок становится комплексная диагностика ДВС, трансмиссии и электрооборудования автомобиля.
Если в процессе диагностики выявляются механические поломки вариатора, деталь придется демонтировать и полностью разобрать. А вот дефекты управляющей системы устранить проще – по крайней мере, разборка ограничивается снятием поддона и гидроблока. В любом случае, не обойтись без компьютера со специализированным ПО, что усложняет поиск проблемы не только в сравнении с механикой, но даже в сравнении с АКПП, которая во время движения посылает водителю некоторые характерные сигналы. Даже сильно изношенный вариатор может стойко держаться до полного отказа. Не будет надежным средством диагностики и проверка давления масла в вариаторе. А вот при наличии в масле большого количества металлической стружки можно с уверенностью заявить, что дни агрегата сочтены.
Одной из самых частых поломок является разрыв ремня вариатора. В таком случае ремонт сводится к замене расходника. Неожиданные «подводные камни» могут подстерегать при восстановлении изношенных конусов – обычно их просто шлифуют, не задумываясь о том, что удаляется верхний, самый прочный слой металла. Поэтому деталь рекомендуется заменить – на современном рынке достаточно ремонтных комплектов для самых разных бесступенчатых КПП. Обычно вместе с этой операцией осуществляется и замена подшипников. Кстати, об износе подшипников можно судить по характерному глубокому гулу вариатора.
Восстановление гидротрансформатора под силу только крупным, хорошо оборудованным мастерским или специализированным фирмам, ведь, помимо ремонтных операций, требуется точная балансировка и калибровка детали. Чувствительной зоной вариатора является и масляный насос. Из-за металлической пыли может изнашиваться посадочная поверхность его редукционного клапана, вследствие чего нарушается давление в системе и начинает проскальзывать ремень. Результат – полная невозможность движение или езда рывками.
Возможны и другие поломки вариатора, но они встречаются намного реже. Чтобы избежать проблем, достаточно контролировать состояние агрегата при каждом очередном ТО, своевременно менять трансмиссионное масло, водить внимательно и осторожно. Если поломка все-таки возникла, отдайте предпочтение официальным сервисам, их партнерам или крупным мастерским с хорошей репутацией. Не пытайтесь чинить вариатор самостоятельно.