Уже после изобретения колеса человек стал задумываться о приспособлении, которое снизило бы трение колеса и оси и позволило благодаря этому колесу быстрее и плавнее катиться и медленнее изнашиваться. Так появился на свет подшипник.
Какой бы ни была форма подшипника и его вид, основная цель этого устройства – снижение трения между определенными узлами какого-либо механизма.
К основным разновидностям подшипников относят шарикоподшипники, игольчатые и роликовые подшипники.
Шариковые подшипники
Это самая распространенная разновидность. Она применяется абсолютно везде, причем не только в автомобилестроении. Шарикоподшипники используют в электродвигателях, рыболовных катушках, спортивном инвентаре, бытовой технике с вращающимися частями и много где еще. Как нетрудно догадаться, основным элементом таких подшипников являются выточенные шарики. Они прекрасно скользят и способны обрабатывать почти любой вид нагрузок: давление в стороны, вес сверху. Однако есть у них и минус: шарики имеют в силу своей формы малую площадь соприкосновения с другими поверхностями, поэтому шарикоподшипники плохо переносят большие нагрузки. По этой причине их используют в тех частях автомобиля, где нагрузки на них будут относительно малы, на них не оказывается сильное давление, не происходит ударов. Для того, чтобы шарикоподшипник стал способен переносить большие нагрузки, необходимо увеличение диаметра шариков, а это ведет к увеличению общего размера подшипника. Шарикоподшипники применяются почти во всех узлах автомобиля: генераторах, коробках передач, заднем и переднем мостах.
Роликовые подшипники
В роликовых подшипниках вместо шаров используются ролики. Их преимущество в том, что поскольку они имеют большую площадь соприкосновения с остальными частями подшипника, нагрузка на них распределяется более равномерно. Это позволяет их применять в некоторых узлах машины, подверженных сильным нагрузкам. Однако роликоподшипники имеют один существенный минус: они плохо переносят осевые нагрузки.
Кроме роликовых подшипников, где ролики имеют прямую цилиндрическую форму (их называют прямыми роликовыми подшипниками) существуют конические роликовые подшипники. Как нетрудно догадаться, ролики в них имеют форму конуса. Они, в отличие от своих «прямых» собратьев, могут хорошо переносить осевую нагрузку и мощные удары.
Прямые подшипники чаще всего используют в узлах с маленьким диаметром вала или в местах, к которым затруднен доступ, например, в коробках передач. Конические используются в колесных ступицах - о них и других подшипниках можно почитать в специализированном справочнике на
http://impod.ru/category/3-spravochnik-podschipnikov.
Игольчатые подшипники
Этот вид подшипников очень похож на роликовые, но в них диаметр ролика очень мал. Ролик настолько тонкий, что на первый взгляд напоминает иглу – отсюда и название. Несмотря на сходство с роликовыми подшипниками, игольчатые работают иначе: ролики в них фактически не вращаются. На ролики наносится большое количество смазки, которая образует с роликами единую массу, которая и передает вращение. Игольчатые подшипники применяются в крестовинах карданных валов.