В межсезонье при понижении температуры воздуха, а также при нерегулярной эксплуатации автомашины возникает необходимость зарядки аккумуляторной батареи (АКБ). Процедура сама по себе несложная, но стоит знать ряд простых правил, которые помогут защитить себя и помещения от воздействия вредных веществ. Испарения последних могут появиться при неправильной подзарядке АКБ, ведь внутри батареи содержится серная кислота. Соблюдение техники безопасности требует следующего:
Таким образом, выбор места для зарядки аккумуляторной батареи должен быть сделан в пользу сухого проветриваемого нежилого помещения (гараж, сарай и иные помещения). Часто в городских условиях это проблематично, а иноге реально проще купить новый аккумулятор в Москве. В квартире заниматься зарядкой АКБ не рекомендуется, лучше всего подойдет остекленный балкон (лоджия).
Виды зарядных устройств для автомобильной аккумуляторной батареи
Выбор ЗУ происходит исходя из технических характеристик батареи: напряжение и емкость АКБ. Для владельцев легковых автомобилей стандартное напряжение составляет 12 В. В мототранспортных средствах советского производства напряжение АКБ равнялось 6 В. В грузовых авто нередко установлены АКБ с напряжением 24 В, для автоспецтехники применяются 48-вольтовые источники питания. Рабочий диапазон напряжения выбранного зарядного устройство должен соответствовать напряжению АКБ.
Вторая значимая характеристика для выбора устройства – выдаваемая сила тока. Для точного расчета берем емкость батареи (Х А·ч) и делим это значение на 10 часов (оптимальное время зарядки). Полученный результат – минимум силы тока для ЗУ. Для наиболее распространенного аккумулятора этом минимум составит 6 А, исходя из емкости батареи в 60 А·ч (она обязательно указана на самой АКБ). Производители упростили автолюбителям задачу по проведению подобных расчетов и оснастили устройства режимом «автомат».
Оптимальная сила тока для полноценной зарядки аккумулятора
Как уже отмечалось, «золотым правилом» при зарядке АКБ является уменьшенная в десять раз от емкости сила тока. Ток в 5,5 А будет, по заявлениям производителей ЗУ и самих аккумуляторов, подходящим для батареи емкостью 55 Ah. При такой нагрузке процесс зарядки займет около 10-14 часов. Лучшей практикой зарядки АКБ будет подача меньшей силы тока (например, 1/20 от емкости). Другими словами, 55 Ah надо разделить на 20. При такой силе тока (2,75) время заряда возрастет вдвое.
Необслуживаемые аккумуляторы: особенности зарядки
На аккумуляторах такого типа нельзя открыть заглушки (пробки) для доступа к самим банкам. Но состав электролита внутри такой же, как и в обслуживаемых: на 30% это кислотная среда. При зарядке непременно возникнет процесс газообразования. В плотно закрытых банках может создаться избыточное давление, отсюда опасность взрыва. Для таких АКБ зарядный ток целесообразно уменьшать вдвое. Другими словами, использовать всего 3 А для 60-амперного накопителя (1/20 часть от емкости). Также на качество зарядки влияет и достаточность уровня электролита, который в аккумуляторы такого типа долить невозможно.
Оптимальное время зарядки АКБ
В инструкциях к автомобильным зарядным устройствам указано, что при 100%-ном разряде аккумулятор будет восстанавливаться под нагрузкой около 15 часов. Зарядный ток при этом рассчитывается по вышеописанному правилу «1/10». Для накопителя 60 Ah это временные рамки будут действовать при силе тока 6А. При 50% разряда АКБ для расчета берем лишь половину емкости (60/2=30) (см. табл.). Для необслуживаемых батарей (60 А·ч) время зарядки будет составлять до 30 часов (см. табл.).