Радар-детектор – довольно популярное в последнее время устройство в арсенале водителей. Однако в процессе использования или еще до покупки этого оборудования появляется масса вопросов, так или иначе связанных с этой темой. Ниже мы постарались ответить на самые популярные из них.
Как происходит измерение скорости радаром?
По сути, есть два вида радаров, работающих по разному принципу. Самая многочисленная группа измерителей опирается в своей работе на эффект Доплера. Проще говоря, радар излучает электромагнитный сигнал определенной частоты. Отраженный от движущегося объекта (в данном случае автомобиля), он возвращается обратно к измерителю, но уже, по эффекту Доплера, с другим показателем частоты. Как раз по разнице частот излученного и принятого сигнала и высчитывается скорость автомобиля. Другая часть измерителей использует в своей работе лазерные лучи. В этом случае прибор выполняет функции дальномера. Расстояние до движущегося объекта измеряется несколько раз, и потом по этим данным высчитывается производная пройденного пути по времени. А это и есть скорость.
Способен ли радар-детектор принимать сигналы сквозь препятствия?
Все зависит от того, из какого материала изготовлено это самое препятствие. Например, металл экранирует электромагнитные сигналы, а материалы-диэлектрики, наоборот, легко пропускают волны. Поэтому проследите, чтобы вблизи антенны не было никаких металлических предметов. Если сигнал и пройдет, то с большим искажением. А может и вовсе затухнуть.
В чем разница между антирадаром и радар-детектором?
Несмотря на то, что разница в этих приборах принципиальна, иногда их названия используют как синонимы. Это в корне неверно. Антирадар – это устройство, генерирующее помехи, которые нарушают работу измерителя. Антирадары официально запрещены на территории РФ. Радар-детектор же является всего лишь приемником, который фиксирует волны определенной частоты. Справедливости ради нужно сказать, что в некоторых странах он тоже находится под запретом.
Какие сейчас штрафы за превышение скорости?
Штрафы за превышение скорости регламентируется кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП), в частности, ст. 12.9, ч.ч. 1-4. В этой статье предусмотрены следующие меры наказания за превышение скорости: на 10-20 км/ч – предупреждение или наложение штрафа в размере 100 рублей, на 20-40 км/ч – штраф в размере 300 рублей, на 40-60 км/ч – штраф в размере от 1000 до 1500 рублей, более чем на 60 км/ч – штраф в размере от 2000 до 2500 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. В том случае, если превышение более чем на 60 км/ч зафиксировано только камерами, то наказанием может являться лишь штраф.
Для чего лазерным радар-детекторам нужен обзор в 360 градусов?
В диапазонах своей работы радар-детекторы принимают сигналы при помощи рупорной антенны. Диаграмма направленности или попросту поле зрения такой антенны составляет всего чуть более 50 градусов. Логично предположить, что детектор принимает сигналы, пришедшие только из этого сектора. Если же волна, излученная радаром измерителем, попадает на какой-то другой объект (рядом едущий автомобиль, дом, заграждение и т.п.), то она отражается и может пройти через сектор видимости антенны детектора. В этом случае прибор среагирует на такой сигнал, хоть и менее уверенно. В лазерном же детекторе антенной является линза. У обычной линзы достаточно узкая диаграмма направленности (несколько градусов). Поэтому в лазерных детекторах применяются линзы специальной формы. Это может быть направленная вверх линза со сферическим колпачком, может быть конструкция из нескольких линз или призм и т.п. Благодаря этому эффективность приема сигнала со всех сторон одинакова.
Зачем нужны лазерные радары?
Радары с лазерной системой определения скорости посылают намного более точный сигнал, нежели радары, использующие эффект Доплера. Поэтому с помощью лазера определить скорость конкретного автомобиля в плотном потоке намного легче. Доплеровский радар излучает более широкий электромагнитный сигнал, поэтому вычисляет скорость только самой быстрой машины в потоке.
Что делать с радарами "Стрелка", засечь которые детектор не может?
В этой ситуации поможет GPS-приемник или навигатор. Нужно лишь вбить данные о местоположении измерителей на трассе, и тогда при приближении к ним устройство будет выдавать предупреждение. Кроме того, постоянно обновляющиеся карты с нужными данными можно найти в Интернете, например на сайтах производителей радар-детекторов со встроенным GPS-приемником.
А собственно, почему детектор не может определить радар "Стрелка"?
"Стрелка-СТ" по своему функционалу не может называться просто радаром. Это целая фиксирующая система, состоящая из камеры и измерителя, хотя в комплексе работа такого радар-детектора не так сложна, как например работа систем спутникового мониторинга транспорта. Радар определяет расстояние и скорость автомобиля, а камера фиксирует полосу движения и фотографирует номер нарушителя. При этом измеритель срабатывает первым примерно на расстоянии 100-200 метров, а фотография делается уже когда автомобиль достаточно приблизился к устройству. Кроме того, в "Стрелке" используется радар не доплеровского, а импульсного типа, принцип действия которого схож с лазерным. Длительность посылаемого импульса равна примерно 30 нс, в то время как пауза между импульсами во много раз больше. Поэтому средняя мощность, которую излучает радар "Стрелка" невелика, а значит и большинство детекторов его не улавливает.
Почему некоторые радар-детекторы с легкостью ловят КРИС, а "Кордон", работающий в этой же частоте, игнорируют?
Ну, в первую очередь, дело ведь не только в частоте сигнала, но и в его мощности. Например, "Кордон" излучает не такой мощный сигнал, поэтому и ловится плохо. Но кроме этого существует еще ряд второстепенных показателей: длительность испускаемых импульсов, стабильность частоты (кратковременной и долговременной), способ модуляции, глубина модуляции и др. Тот же доплеровский радар, строго говоря, тоже испускает импульсы, просто их длительность не такая маленькая как в "Стрелке". Показатели импульсного излучения КРИСа и "Кордона" также значительно отличаются.