Чем руководствуется автопроизводитель, рекомендуя ту или иную марку масла?
Существует общая база данных, где размещены результаты тестирования конкретного масла на двигателях данного производителя. Именно ей и руководствуется компания, рекомендуя масло определенного производства и свойств. Естественно, производитель не проводит собственного тестирования всех существующих моторных масел.
Оправдано ли использование качественных, но дорогих масел?
Безусловно. По результатам тестов при переходе с недорогой минералки на качественную синтетику расход топлива снижается в среднем на 3-4%. Кроме того, заметно уменьшается износ двигателя, что автоматически увеличивает срок его службы и общую надежность. Практически исчезают проблемы при зимнем пуске.
Оправдано ли использование сезонных масел (типа "лето" или "зима")?
Смотря в какой ситуации. Например, для коммерческого транспорта применения таких масел целесообразно, т.к. при большом пробеге жидкость к моменту замены успевает выработать свой ресурс. Другое дело, что сейчас производители практически не выпускают сезонных масел.
Почему характеристики масла регулируются не только системами качества, но и допусками автопроизводителей?
Как часто бывает, каждый руководствуется своими собственными интересами. Производители масел устанавливают в первую очередь требования к физико-химическому составу продукта. Мотористам же важны другие свойства. Например, уровень высоко- и низкотемпературных отложений, совместимость с катализаторами, свойства энергосбережения, защита от износа, моющие свойства и т.п. Самое важное, что все эти характеристики для каждого мотора сугубо индивидуальны. Именно поэтому производители автомобилей сначала тестируют масла на своих двигателях, а потом проставляют допуски, которые к слову имеют более жесткие ограничения, чем требования предъявляемые производителями масел.
Какие характеристики существуют у масел и как они определяются?
Кинематическая вязкость. Одна из самых важных характеристик моторного масла. Она показывает его совместимость с различными типами моторов, а также его работоспособность. Определяется при четырех разных температурах: 40 и 100ºС по ГОСТ 33-2000 и 20 и 150ºС по методике СПбГПУ.
Индекс вязкости. Важнейший вязкостно-температурный параметр. Определяет пологость кривой зависимости кинематической вязкости от температуры. Рассчитывается на основе значений кинематической вязкости при разных температурных режимах.
Условная температура проворачиваемости коленвала. Температура, при которой вязкость достигает условного предела проворачиваемости коленвала (5000 сСт). Определяется интерполяцией кривой вязкостно-температурной характеристики при низких значениях температуры.
Температура застывания. Это температура, при которой масло, помещенное в пробирку, наклоненную под углом в 45 градусов, не меняет свой уровень. Если говорить проще, оно теряет текучесть.
Низкотемпературные отложения. Образуются при температуре ниже 100-110ºС. Представляют собой продукты окисления, разложения и полимеризации масла. Оцениваются по точному взвешиванию тех деталей, на которых они активно образуются. Высокотемпературные отложения. Представляют собой осадки на боковых поверхностях поршней. Определяются аналогично предыдущему параметру.
Момент механических потерь. Характеризуется количеством потерь в моторе на трение. Определяется на специальном измерительном стенде.
Моторные показатели двигателя. Средние характеристики удельного расхода топлива и показателей мощности. Определяются на моторном стенде.