1 апреля была запущена госпрограмма льготного предоставления кредитов для приобретения авто, условия которой не распространяются фактически на импортируемые машины. "Коммерсант" говорит, что от этого пострадали по большей части китайские бренды. Покупатели же за помощью обращаются в ФАС.
Официальные условия программы подразумевают, что покупатели могут получить льготы на легковые или же легкие коммерческие авто 2015 года выпуска стоимостью, не превышающей миллиона рублей. Никаких других ограничений не предусмотрено. Сотрудники Минпромторга заявляют, что нет никаких ограничений по локализации, просто банкирам выгодно иметь дело с локализованными производителями. Это минимизирует собственные риски и клиентские.
Но собеседники издания упрямо утверждают, что в своих договорах с банками Минпромторг записал список производителей. Денис Романов, глава отдела автокредитования в банке "Санкт-Петербург", сказал, что данное условие совершенно обязательно. Сотрудники "Московского кредитного банка" поведали, что приложение к их договору содержит коды 34 производителей, которые локализованы в России. В "Ак Барсе" подтвердили то же самое.
В результате такие непубличные условия привели к тому, что пострадали, в первую очередь, бренды из Китая. Заместитель гендиректора компании Haval, например, говорит о том, что компания не может принимать участие в программе ввиду того, что у нее нет сборочного предприятия. Однако в убытке оказались и те китайские компании, которые имеют свое производство на территории РФ (на черкесском Derways производят, используя каталоги деталей для китайских автомобилей http://asiacentr.com.ua/catalog/ - Chery, Lifan, Brilliance, Geely, Hawtai, Jac). В Chery, к примеру, крайне недовольны условиями новой программы. В компании замечают что, несмотря на то, что у европейских брендов уровень локализации не выше, чем у Chery, к ним власти почему-то проявляют гораздо большую благосклонность. Топ-менеджер другого автоконцерна из Поднебесной замечает, что китайцы приносят в Россию инвестиции и технологии, однако, китайские бренды дискриминируют, чего не скажешь о компаниях из Западных стран, которые вводят санкции.
Хотя банки и не выдают льготные кредиты на авто китайского производства, официальных причин никто не называет. Клиентам говорят "так решило руководство банка", а в лучшем случае ссылаются на некий "список Минпромторга". 33 клиента, собиравшиеся приобрести авто Lifan по льготному кредиту в Санкт-Петербурге, тем временем обратились за помощью в местное отделение Управления Федеральной Антимонопольной Службы.