Началом развития производства колесных дисков стал двадцатый век. Вместо деревянных спиц в колеса стали устанавливать штампованные диски, которые актуальны до сих пор. Развитие автомобилестроения и организация спортивных соревнований с участием автомобилей спровоцировали начало производства литых дисков. Первые эксперименты оказались неудачными, например, еще в 1930-х гг. компания Bugatti разработала алюминиевый диск, но спросом у автолюбителей он не пользовался, по причине хрупкости и недолговечности конструкции. Проблему удалось решить только через 30 лет.
После того как американцы впервые установили на спортивный автомобиль колеса из сплава алюминия в 1964 году, на мировом рынке автомобильных аксессуаров появился целый сегмент, приносящий компаниям-производителям миллиардные прибыли ежегодно. В 1967 году новинка появилась на автомобилях в Японии и Италии. Международные стандарты изготовления и контроля качества для алюминиевых колес были утверждены в 1975 году.
С тех пор колесный легкосплавный диск прошел эволюционный путь от хрупкого изделия, которое от сильного удара о камень могло рассыпаться до высокотехнологичного атрибута дорогого имиджа автомобиля. По наличию на машине "литья" и марке диска можно судить о материальном статусе владельца автомобиля. При покупке литых дисков нужно понимать, что кроме неоспоримых достоинств, "литье" имеет ряд недостатков, про которые нужно помнить при на автомобиль.
Причиной замены стали алюминием стали его физические и технические свойства: это материал с высокой электро- и теплопроводностью, а также малой плотностью. Этот металл устойчив к процессу коррозии и перепадам температур, а также пластичен и имеет относительно невысокую стоимость. У первых моделей литых дисков кроме хрупкости, был еще один недостаток – очень быстрый износ. После появления так называемых "сплавов нового поколения", эти недостатки удалось устранить, благодаря чему стало возможным начать серийное производство литых колес. Конструкцию колеса автомобиля составляют диск и обод, на обод устанавливается шина, дисковую часть колеса делают слегка выгнутой, для того, чтобы увеличить жесткость диска, благодаря сложной форме. Согласно международным стандартам вся информация о дисках и колесах маркируется на колесе. Учитывая тот факт, что автомобиль является средством повышенной опасности, к колесам предъявляется ряд требований. Они должны выдерживать нагрузки при ежедневной эксплуатации, учитывая дополнительные негативные воздействия извне: ямы, кочки, а также сильные удары при возникновении ДТП. Кроме того, колеса автомобиля должны иметь малый вес - чем они легче, тем лучше управляемость машины и сцепление шин с дорогой, а нагрузка на подвеску уменьшается. Вес колеса влияет на расход топлива автомобиля и длину тормозного пути. Еще одно из требований, предъявляемых к колесу – оно не должно "бить", то есть при производстве дисков не должно быть отклонений от установленных стандартов. Штампованные диски или "штамповки" изготавливают из дешевой стали, из листа вытачиваются диск и обод и друг к другу привариваются. Сталь, из которой изготавливаются изделия, подвержена процессам коррозии, поэтому, сделанные из нее детали покрывают антикоррозийным веществом. Литые диски из сплавов магния и алюминия легче и прочнее, чем изготовленные из стали, они позволяют снизить массу колеса до 15-20%, к процессам коррозии они устойчивы. Не нужно забывать и об эстетической стороне вопроса, легкосплавные диски выглядят привлекательнее, чем штампованные, а в специальном уходе они не нуждаются. Литые диски не нужно красить, на них не появляется ржавчина, их нужно только периодически мыть или протирать тканью. Расход топлива при установке на автомобиль легкосплавных дисков сокращается до 4-6%. Легкий сплав делает возможным устанавливать на автомобиль низкопрофильные покрышки и широкие спортивные шины, а за счет хорошей теплопроводности и конструктивных особенностей литых дисков улучшается отвод тепла от тормозного механизма. Соответственно срок службы тормозных колодок и дисков увеличивается.
Сам процесс изготовления легкосплавных дисков отличается высокой технологичностью, и проходит в несколько этапов. На каждом этапе изделие проходит ряд специальных проверок, что исключает возможность отклонения готовой детали от установленных стандартов, чего нельзя сказать о штампованных дисках.
Кроме очевидных преимуществ существуют и недостатки использования литого диска. Качество российских дорог в большинстве случаев неудовлетворительное, по этой причине при дополнительной сильной нагрузке на литой диск повреждаются детали подвески автомобиля. Штампованный диск в аналогичной ситуации деформируется и принимает удар на себя, погасив негативное действие на ходовую часть автомобиля. Еще один недостаток заключается в том, что в процессе изготовления литой диск получает свободную кристаллическую ненаправленную структуру, что негативно сказывается на прочности изделия. При сильных ударах возможно появление трещин на поверхности диска, что вызовет его последующее разрушение. Хотя в настоящее время конструкторы стремятся устранить последний недостаток, путем изменения технологий производства. Технология литья под низким давлением и изготовление деталей с противодавлением устраняют хрупкость изделия.
При выборе литья особое внимание нужно обратить на две важные детали: диаметр и вылет колеса. Отклоняться от диаметра допустимо на 2-3 дюйма, не более, иначе свободный ход подвески потребуется перенастроить. Вылетом колеса называют расстояние от плоскости колеса, примыкающей к ступице, до плоскости, которая проходит через центр посадочной ширины обода, измеряется это расстояние в миллиметрах. При нарушении установленных производителем норм относительно вылета в большую сторону покрышки автомобиля будут задевать за арки и детали подвески. При меньшем вылете колес, чем это установлено стандартом, снижается устойчивость транспортного средства, при маневрах ухудшается управляемость, увеличивается тормозной путь. Вылет колеса бывает нулевым, когда ось симметрии колеса совпадает с его привалочной плоскостью, при отрицательном вылете привалочная плоскость колеса смещена вовнутрь, а при положительном – смещается в сторону борта автомобиля. Диаметр крепежных отверстий должен соответствовать штатным стандартам, установленным изготовителем. Для надежной фиксации колеса, отклонение от нормы недопустимо, так как это приведет к деформации крепежных элементов. Диаметру центрирующего выступа на ступице колеса должен соответствовать диаметр центрального отверстия. Допустим минимальный зазор в большую сторону, дисбаланс в этом случае устраняется за счет переходного центровочного кольца, которое используется при установке колес. Литые диски выбираются исходя из вышеописанных показателей.
Выбор легкосплавных дисков сегодня очень большой, все зависит от предпочтений и финансовых возможностей автовладельца. Фирмы-производители автомобилей, изготавливают фирменные диски, маркированные лейблом компании. Цена на такие изделия, как правило, достаточно высокая. Параллельно с оригинальным "литьем" на рынке соседствуют их копии от малоизвестных производителей. Качество таких изделий сомнительно по причине отсутствия необходимой маркировки и документов, подтверждающих наличие у производителей лицензии на изготовление аналога. Существуют также независимые компании, изготавливающие диски. Изделия таких фирм соответствуют стандартам, разработанным конструкторами на заводах-изготовителях автомобилей. Цена будет варьироваться в зависимости от материалов, применяемых при изготовлении диска, известности бренда-изготовителя и еще ряда факторов.