Первым человеком, погибшим в автомобильной катастрофе, стала 44-летняя англичанка Бриджит Дрисколл. Это случилось в далеком 1896 году. С тех пор много воды утекло. Машиностроение развивалось и процветало, улучшались дороги, машины стали быстрее и безопаснее, однако люди так и продолжают умирать под колесами или в салонах своих автомобилей. И самое ужасное, что количество летальных исходов с каждым годом только растет. И что еще ужаснее, растет количество погибших детей. Только в России ежегодно в автомобильных авариях погибают сотни маленьких пассажиров, а тысячи получают травмы различной степени тяжести. Статистика этого года также не внушает оптимизма: количество летальных исходов среди детей в возрасте до 7-ми лет увеличилось более чем на 20%.
На самом деле более половины этих трагедий можно было избежать, используя детское удерживающее устройство - автокресло. Как считают представители Всемирной организации здравоохранения, эта простая, но эффективная мера защиты могла бы снизить детскую смертность примерно на 71%. Увы, многие родители либо по незнанию, либо по глупости перевозят своих детей без специальных детских автокресел, а 45% из тех, кто удосужился приобрести автокресло, пристегивают ребенка неправильно.
Однако дело не только в непутевых родителях. Производители детских автокресел также по-разному подходят к безопасности и удобству маленьких пассажиров. Недавно силами немецкого автоклуба ADAC были проведены испытания 33 детских удерживающих устройств. Тесты предполагали сравнение автокресел по следующим характеристикам: цена, безопасность, эргономика, экологичность и удобство очистки. Из 33 предложенных моделей 29 можно приобрести и в отечественных магазинах. Мы не будем публиковать здесь полную таблицу, а только скажем какие модели получили высшие итоговые баллы. Итак, победителями стали немецкие автокресла Cybex Aton 2, Cybex Aton 2 + Isofix (про Изофикс читайте ниже) и Cybex Juno-fix. Эти устройства показали отличные показатели по всем характеристикам, в частности, стали абсолютно лучшими в дисциплине \"безопасность\".
Конечно, при выборе оптимального автокресла можно целиком и полностью довериться специалистам из немецкого автоклуба, однако не лишним будет узнать некоторую справочную информацию об этих устройствах.
C чего все началось?
Первые детские удерживающие устройства появились в США в середине 30-х годов прошлого века. Однако тогда автокресло несло немного другую функцию. Это устройство было предназначено скорее для того, чтобы ребенок сидел смирно и не отвлекал водителя во время движения. Только в 1939-м американцем Лестером Брессоном было предложено усовершенствованное детское автокресло. Именно на этой модели впервые появился ремень безопасности и крепление в виде штыря, который монтировался в пол автомобиля. Кстати, первый, так сказать, взрослый ремень безопасности появился примерно на двадцать лет позднее. Массовое производство детских кресел началось в 1963 году в Швеции. С конвейера выходила модель созданная профессором Бертилем Альдманом. Её основной особенностью стало то, что автокресло крепилось на переднем пассажирском сидении спиной вперед.
Какие бывают детские автокресла?
Во всем мире в соответствии с нормами ECE R44/04 принята весовая классификация удерживающих устройств для детей. Первая группа 0 рассчитана на ребенка весом менее 10 кг (примерный возраст менее полугода). Такие автокресла обычно устанавливаются \"лицом\" назад или к водителю. Далее следует более распространенный тип устройств 0+, предназначенный для детей весом менее 13 кг (примерный возраст до года). Они также устанавливаются против движения. Следующая группа – I: вес – 9-18 кг, возраст – 9 месяцев-4 года. Этот тип детского кресла монтируется уже в привычном виде по ходу движения. Далее – группа II: 15-25 кг, 3-7 лет, установка по ходу движения. И последний тип автомобильных детских кресел – III. Такие автокресла устанавливают для детей весом от 22 до 36 кг и возрастом от 6 до 12 лет. Естественно, такое кресло расположено также \"лицом\" вперед.
Что за зверь такой Isofix?
Те, кто с этим сталкивался, понимают, что правильно закрепить детское автокресло задача не из легких, даже при наличии инструкции. Именно поэтому автопроизводители решили использовать в своих машинах систему Isofix, позволяющую крепить детские автокресла к сидению. Она состоит из двух металлических скоб, встроенных в заднее пассажирское сидение и специальных направляющих защелок на детском кресле. Такое крепление надежно защищает автокресло от резкого падения вперед. Однако вбок автокресло все же может кувыркнуться. Поэтому производители предлагают средства дополнительной фиксации этой конструкции. Например, телескопическая опора, которая устанавливается между передним и задним сиденьями. Или специальный ремень с крючком (Top Tether). Детские автокресла с улучшенной фиксацией стоят примерно в два раза дороже обычных. Однако здоровье ребенка несравненно дороже.
Где в машине безопаснее всего?
Частые исследования, проводимые в последнее время, показывают, что самым безопасным местом автомобиля является середина заднего сидения. Именно это место надежно защищено от боковых ударов. Однако закрепить здесь детское автокресло довольно проблематично. Во-первых, в большинстве автомобилей центр заднего сидения оборудован только поясным ремнем безопасности. А этого явно недостаточно. Во-вторых, скобы системы Isofix практически всегда располагаются на боковых задних сидениях. Следующим по безопасности местом является пассажирское сидение за водителем. Это объясняется тем, что во время столкновения водитель инстинктивно будет выруливать автомобиль так, чтобы удар пришелся в правую (левую для праворульных) часть машины. Ну а высаживать ребенка безопаснее всего, конечно, с правой (для правостороннего движения) стороны.
Почему некоторые группы кресел устанавливаются против движения?
Если вы заметили, спиной вперед устанавливаются детские удерживающие автокресла только для самых маленьких пассажиров. Это связано с тем, что шейные позвонки у детей в возрасте до года еще очень слабые, а при любом резком торможении инерция с большой силой выбрасывает голову вперед. Логично, что в обратном положении голова будет лишь сильнее прижиматься к спинке, практически не напрягая шейные позвонки. Кстати говоря, специалисты рекомендуют такую установку автокресла и для старшей группы детей. И такие детские автокресла уже разработаны.
А что с подушкой безопасности?
Мы знаем, что сработавшая подушка безопасности может причинить травму даже взрослому, не то что годовалому малышу. Поэтому использовать детское автокресло на переднем сидении можно только с выключенным эйрбегом. Делается это с помощью специального переключателя в бардачке.