При езде по льду сцепление колес с дорогой неизбежно уменьшается. Этого не избежать независимо от того, какую зимнюю резину вы поставили. Как следствие, велика вероятность возникновения опасных ситуаций, когда машина скользит, вращается или уходит в занос. Рассмотрим все ситуации, а также способы выхода из них.
Занос
К заносу, как правило, приводят ошибочные действия водителя - такие, как резкие торможение или разгон. Резкое торможение приводит к тому, что разгруженные задние колеса блокируются и задняя ось начинает ходить из стороны в сторону, а иногда уводит и переднюю ось. Полное же блокирование колес грозит автомобилю прямолинейным скольжением. При быстром старте в момент ускорения задние ведущие колеса могут начать пробуксовывать, что способствует заносу. Впрочем, заднеприводные машины уже и в движении более расположены к заносу задней оси, чем переднеприводные. Более того, это может вызвать вращение автомобиля.
Чтобы избежать блокировки колес нужно избегать резкого и продолжительного нажатия на тормозную педаль. Вместо этого нужно совершить несколько кратковременных плавных нажатий на педаль. Если же блокировка всё же произошла нужно плавно отпустить педаль, и, продолжая слегка её прижимать, продолжить торможение.
"Хлыст"
При заносе задней оси, вы стараетесь рулём выправить машину на прежний курс. Однако по инерции, особенно при медленной реакции водителя, автомобиль начинает заносить в другую сторону. Машина начинает сильно вилять задней частью, что у профессиональных автогонщиков называется "хлыстом". Чтобы избежать этого, нужно после отражения заноса поворотом руля вернуть его в исходное состояние и повернуть еще чуть-чуть в противоположную сторону. При этом желательно поддать газу, так как при разгоне будет проще выровнять траекторию движения автомобиля.
Вращение
Если вы боролись с заносом недостаточно энергично и медленно вращали рулевое колесо, то занос может привести к вращению автомобиля. Если вас начинает крутить, то вместо того, чтобы паниковать, нужно плавно и постепенно ослабить давление на педаль газа. При этом нельзя нажимать на педали тормоза и сцепления. Руль, повернутый в сторону заноса, послужит естественным тормозом, уменьшающим инерцию вращения. Начинайте поворачивать рулевое колесо только, когда машину развернет на 180 градусов, потихоньку добавляя газ для стабилизации направления движения.
Снос передней оси
Ели вы слишком сильно вывернули руль, то возможен снос передней оси. Ситуацию может усугубить тот факт, что, стремясь выровнять машину, многие прибавляют газа. Однако это лишь больше отклоняет автомобиль от прямолинейной траектории. Правильными действиями в этой ситуации будут уменьшение подачи газа и последующая корректировка движения рулём.
Соскальзывание
При прохождении поворота в случае высокой скорости и малой тяги возникает риск соскальзывания. В этом случае под действием центробежной силы задняя ось уходит в занос, а вскоре начинает заносить и передние колеса. Чтобы предотвратить соскальзывание при попадании в занос нельзя совсем сбрасывать газ – попытайтесь сохранить максимально возможную тягу. Если же соскальзывание началось, то начинайте вращать рулем в обе стороны с небольшой амплитудой, не изменяя давление на педаль газа. Когда соскальзывание прекратится, начинайте ускоряться, прибавляя газ и выравнивая положение руля.
Вся линейка шин Cooper Discoverer ATR на сайте http://www.beshina.ru/tires/Cooper/ http://www.beshina.ru/tires/Cooper/
Все описанные ситуации обычно происходят неожиданно, что приводит к тому, что малоопытный водитель начинает паниковать и совершать ошибочные действия. По мнению инструктора школы водительского мастерства "Quattro" Евгения Васина, заслуженного мастера спорта, только регулярные тренировки по грамотно составленной программе способны привить водителям навыки, позволяющие правильно и чётко действовать в аварийных ситуациях, на подсознательном уровне принимая верные решения. Изучив основные приёмы, применяемые в критических ситуациях, и доведя их применение до автоматизма в учебной обстановке, уже в реальной аварийной ситуации на дороге такой водитель сможет избежать серьезных последствий, а то и самой аварии.
Езда по обледенелой зимней дороге в чем-то похожа на то, как человек идёт по льду. Чтобы не упасть, человек, как правило, идёт пружинистой расслабленной походкой, шаркая ногами, словно оценивая насколько надежно сцепление с землёй, а то и специально скользя. Благодаря этому, поскользнувшись, человек легко переносит центр тяжести на другую ногу и сохраняет устойчивость. Так и профессиональные спортсмены-автогонщики порой специально провоцируют небольшое скольжение автомобиля, чтобы скорректировать его курс. При правильном подходе и скольжение, и занос способны приносить пользу. Однако для этого необходимо очень хорошо чувствовать автомобиль, что достигается на тренировках.
Подводя итоги, скажем, что при движении по скользкой обледенелой дороге, чтобы избежать аварийной ситуации, водитель должен придерживаться нескольких несложных правил:
- не давить долго педаль тормоза, вместо этого несколько раз плавно нажимая на педаль,
- прибавлять газ плавно, а не выжимать сразу педаль до упора,
- при использовании механической коробки передач отпускать педаль сцепления нужно одновременно с добавлением или сбросом газа,
- никогда не ехать накатом, так как при отсутствии тяги автомобиль становится плохо управляемым,
- поддерживать крутящий момент двигателя на колёсах, ибо его отсутствие может привести к заносу задней оси.
- при разгоне и торможении не делать резких поворотов руля.
И, конечно, не стоит забывать о том, что в условиях сложной зимней дороги необходимо соблюдать безопасную скорость, а при гололёде лучше держать большую, чем обычно, дистанцию.