Итак, давайте с вами разберемся, что такое катализатор и для чего он в автомобиле.
Автомобиль в системе выхлопа имеет каталитический нейтрализатор, который часто выходит из строя из-за некачественного топлива. Давайте разберемся, что это такое, для чего нужен и что делать в случае засора.
Катализатор предназначен для очистки вредных выхлопов. Он расположен в системе выпуска, в процессе его работы происходят химические реакции: опасные вещества переходят в безопасные формы, после чего выбрасываются вместе с выхлопом. Пройдя этот путь выхлопные газы становятся чище. И как результат, автомобиль наносит меньший вред окружающей среде.
Схема катализатора
Нейтрализатор работает только после нагрева до 300°C, сразу после запуска двигателя очистка не происходит.
Основой катализатора являются керамические или металлические соты. В зависимости от модели на стенки сот наносится микрослой из палладия и родия или иридия. Эти металлы обладают высокой химической активностью. Касаясь напыления, часть выхлопа входит с ним в химическую реакцию. Часть элементов, образовавшихся при сгорании топлива, связывается.
Современные катализаторы трехкомпонентные.
Первый элемент связывает оксиды азота.
Второй - удаляет часть несгоревших элементов топлива. В большей части удаляется окись углерода.
Третий элемент — это датчик. Он анализирует газы на выходе из катализатора, данные передаются в бортовой компьютер.
Трехкомпонетные катализаторы
Производители пишут, что срок службы нейтрализатора 100–150 тысяч километров. Но на практике проблемы могут возникнуть и при меньшем пробеге, особенно в больших городах, где часто приходится стоять в пробках.
В зависимости от особенностей эксплуатации, замена каталитического нейтрализатора может производиться раз в 3–7 лет.
Основной причиной неисправности становится выгорание слоя металлов, покрывающих соты. Это естественный процесс, в результате которого качество выхлопа ухудшается. Бортовой компьютер показывает горящий «чек», а в некоторых случаях и вообще не позволяет мотору работать, выключая зажигание.
Ускоряет процесс выгорания и некачественное топливо. Зачастую у бензина увеличивают октановое число путем добавки свинца, это усиливает нагрузку на катализатор, уменьшая срок эксплуатации. В ситуации с дизельным топливом выход из строя может ускорить сам владелец, используя в зимнее время добавки-«антигель».
В некоторых случаях причиной поломки может стать неисправный двигатель. При неправильно выставленном зажигании и проблемах в системе питания (последнее особенно актуально для дизельных двигателей) выгорание каталитического слоя ускоряется.
Соты каталитического нейтрализатора
Определить неисправность можно по нескольким признакам:
На панели приборов загорелась лампочка “Check Engine”. Она включается при любых ошибках мотора. В нашем случае, как результат нехарактерных показателей датчика, лямбда-зонд. Точно определить, что причина в катализаторе может диагностика сканером.
Снижение мощности двигателя. При неисправном катализаторе машина начинает троить, дергаться, хуже разгоняется. Причина в снижении пропускной способности каталитического нейтрализатора, связанной с частичным разрушением сот: они запекаются, забивают проход для выхлопных газов. В итоге мотор «задыхается».
Грохот под днищем. Обычно проявляется на высоких оборотах, изредка сразу после запуска. Причина в частичном разрушении керамической конструкции сот. Отпавшие частицы начинают биться о стенки катализатора под воздействием потока газов и центробежных сил.
Недостаточно сильный или ровный напор газов из глушителя. При исправном нейтрализаторе, поднеся руку к выхлопной трубе, можно ощутить слабую пульсацию, она возникает вследствие поочередной работы выпускных клапанов. Если поток ровный или ослабленный, вероятно проблема в разрушенных сотах катализатора.
Каталитический нейтрализатор не выходит из строя резко и неожиданно. Обычно перед отказом начинаются мелкие проблемы из списка выше.
Катализатор в разборе
Оригинальный катализатор - довольно дорогая вещь. Он не производится в нашей стране, все детали в автомагазинах импортные, поэтому на увеличение цены влияют пошлины.
При этом, в случае использования оригинальной детали, автомобиль сохраняет все режимы работы двигателя. Это положительно сказывается на экологии, а также на ресурсе мотора.
Все описанные ниже способы замены катализатора, носят только ознакомительный характер. Не рекомендуется пользоваться данными методами самостоятельно!
Из-за высокой цены автолюбители ищут альтернативу. Вариантов несколько:
универсальный катализатор;
пламегаситель.
Под универсальным катализатором подразумевается сразу две группы деталей. Первая — катализатор, подходящий под любой автомобиль. Довольно дорогая вещь, но работает безотказно. Второй вариант — блок с сотами. В этом случае в старый катализатор устанавливают новые соты. Недостатком данного варианта считается сложность с выбором сервиса для ремонта, не везде возьмутся за такую работу. Срок службы универсального нейтрализатора 60–90 тысяч километров.
Съём/Установка катализатора
Более дешевый и распространенный способ — пламегаситель. Он может быть готовым, просто предназначенным для установки вместо катализатора. Другой вариант — установка пламегасителя непосредственно в корпус нейтрализатора. Такой способ несколько сложнее, но позволяет скрыть факт замены детали при продаже автомобиля.
Иногда водители просто выбивают соты из корпуса. Способ дешевый, но может привести к увеличению уровня шума и урону экологии.
Ниже рассмотрим, какие нюансы удаления катализатора стоит учитывать. В первую очередь, нужно решить, как будет обходиться лямбда-зонд. После удаления нейтрализатора, датчик будет постоянно выдавать ошибку.
Чтобы обойти датчик, обычно делают обманку. Это проставка, которая отдаляет датчик от выхлопных газов, в результате он фиксирует больше кислорода. Обманку вкручивают на место датчика, и уже в нее устанавливают прибор. Такая система работает стабильно, хоть и имеет большое количество минусов.
Любое вмешательство в конструкцию автомобиля приводит к снятию его с гарантии. Подумайте, что будет, если возникнет неисправность двигателя, которая попадает под гарантийный случай.
Невозможность пройти государственный техосмотр. Бортовой компьютер вы обманули, но вот при проверке на стенде, обман вскроется. В итоге, вы получите запрет на эксплуатацию транспортного средства. Со станции СТО, вы поедете уже на эвакуаторе.
Еще можно сделать перепрошивку ЭБУ. В результате система будет считать, имеющиеся показатели за норму. Для такой работы требуются дополнительные знания, а также программное обеспечение.
Предупреждения на приборной панели
При перепрошивке нарушаются нормальные циклы работы мотора. Он начинает работать в неправильном режиме. Это снижает ресурс силового агрегата примерно в два раза. В результате перепрошивка вместо экономии принесет вам только больше расходов.
Катализатор – обязательная деталь выхлопной системы современного автомобиля. Установлен он с единственной целью – максимально очистить выхлопные газы от вредных для нашего здоровья продуктов сгорания.
Многие несознательные водители, однако, считают, что деталь предназначена для того, чтобы добавить автовладельцу лишних хлопот.
Как бы то ни было, катализатор, как и любая деталь машины, имеет ограниченный ресурс, что сказывается на поведении автомобиля:
на низких передачах скорость набирается с трудом. Такое чувство, что авто буксирует тяжелый прицеп;
на панели управления появился тревожный сигнал Check Engine, а на бортовом компьютере ошибка мотора P0420;
увеличился расход бензина. Этот признак касается катализатора, только когда медленно набирается скорость.
Что делать? В первую очередь следует попробовать сбросить ошибку. Нередко она является следствием некачественного бензина. Если же ошибка повторяется, нужно ехать на СТО, чтобы, убедившись в неисправности именно катализатора, принять меры.
Чаще всего вышедший из строя автонейтрализатор не подлежит ремонту – остается только заменить неисправную запчасть. Однако это не значит, что отработанное устройство больше не принесет никакой пользы.
Многие автовладельцы задаются вопросом – зачем скупают автомобильные катализаторы, пришедшие в негодность, и действительно ли есть шанс на этом заработать. Разберемся подробнее.
Соты автонейтрализаторов покрыты тонким слоем драгоценных металлов платиновой группы – обычно, это родий, палладий и платина. Именно благодаря этим элементам устройство окисляет выхлопные газы, преображая токсичные компоненты в безвредные для человеческого организма азот, углерод и водяной пар.
Со временем даже самые надежные детали приходят в негодность. Срок службы у всех изделий разный, в зависимости от производителя и условий эксплуатации.
В среднем, нейтрализаторы рассчитаны на пробег до 120 тысяч километров, однако по факту немногие запчасти «доживают» до такой отметки.
Особенно повреждениям подвержены керамические устройства, которые деформируются от ударов, попадания технических жидкостей в камеру сгорания, резких температурных перепадов.
Если вы заметили, что количество выхлопов увеличилось, без видимых причин снизилась мощность двигателя, а расход бензина, наоборот, возрос – скорее всего, проблема в катализаторе. Можно попробовать самостоятельно прочистить соты изделия от сажи и нагара.
Если же это не подействовало, пришло время заменить запчасть. Ездить на машине с неисправным нейтрализатором небезопасно, поскольку такая беспечность может привести к возгоранию в моторном отсеке и поломке двигателя.
Чтобы избежать дорогостоящего ремонта, рекомендуем вовремя сдавать отработанные устройства на лом. Перерабатывающие компании предлагают выгодные цены на автозапчасти – особенно высоко оцениваются редкие платиносодержащие изделия.
Если на техобслуживании диагноз подтвердился, то перед вами несколько вариантов решения проблемы:
Самый правильный – купить новый катализатор.
Самый корректный – удалить деталь физически и по-новому прошить бортовой компьютер.
Самый дешевый – установить на задний кислородный датчик обманку. Она может быть или электрической, или механической. Недостаток – запах и повышенный расход при запуске и прогреве.
В любом случае кроме последнего у вас на руках останется старый каталитический нейтрализатор. Что с ним делать? Выбросить?
Это проще всего, но, можно сделать так, чтобы перед расставанием он сослужил своему владельцу последнюю службу в качестве детали, содержащей дорогостоящий родий, палладий и даже платину.
Автокатализаторы – популярный вид вторичного сырья. Каталитические свойства таким деталям обеспечивают редкоземельные металлы:
Родий – благодаря уникальным свойствам, широко используется при производстве зеркал, электротоваров, в качестве покрытия для ювелирных украшений. Родиевое напыление защищает изделия от механических повреждений, придавая им привлекательный блеск, долговечность и дополнительную прочность.
Платина – используется в химической, автомобильной, нефтеперерабатывающей промышленности, ювелирном деле, приборостроении. Этот элемент характеризуется высокой прочностью, термоустойчивостью, стойкостью к коррозионным процессам, способностью сохранять первоначальные свойства даже в агрессивных химических средах. Платина незаменима и при изготовлении медицинских, хирургических инструментов, которые не окисляются при стерилизации.
Палладий – благородный драгметалл, который практически не встречается в чистом виде. Благодаря небольшой плотности, элемент востребован при создании ювелирных изделий. Палладиевые украшения гораздо легче золотых. А учитывая легкость обработки, гибкость и устойчивость к коррозии, материал активно применяется при изготовлении химических, медицинских приборов.
Этими драгметаллами покрыты соты, нейтрализующие вредные продукты сгорания бензина в двигателе внутреннего сгорания. Стоимость этих металлов выше золота минимум в два раза.
Что делать с драгметаллами? Было бы здорово извлечь их самостоятельно, но, к сожалению, для этого нужно иметь соответствующее технологическое оборудование.
Покупать его ради собственного нейтрализатора, в котором общий вес ценных металлов не превышает 0,1 грамма, не имеет смысла, а вот для переработки в промышленном масштабе – почему бы и нет.
Цена б/у катализатора, вернее драгметаллов, которые входят в его состав, формируется на лондонской бирже. Не вникая в подробности ценообразования, общепринятое правило – компенсировать лицу, сдавшему отслужившего свой срок нейтрализатора 75% стоимости содержащихся в нем ценных металлов.
Это принятая во всем мире практика, которая обоюдовыгодна и владельцам автомобилей, и компаниям, профессионально занимающимся утилизацией запчастей.
На цену вышедшего из строя нейтрализатора влияют следующие обстоятельства:
Объем автомобильного двигателя. Чем он больше, тем выше содержание ценных металлов в его нейтрализаторе выхлопных газов.
Содержание ценных металлов. Для определения этого параметра используется экспресс-анализ.
Внешнее состояние нейтрализатора – целостность его корпуса, наличие вмятин и прочих внешних дефектов.
При определении цены скупки имеет значение происхождение керамических элементов детали (импортное или отечественное), качество сажевого фильтра, наличие фольги.
Ввиду изложенных выше обстоятельств, водителю стоит задуматься, как распорядиться теперь уже ненужной деталью наиболее рационально. Есть два варианта:
сдать кусок железа первому, кто предложит за него живые деньги на месте. Этим занимаются перекупщики;
сдать ненужную деталь непосредственному переработчику утиля.
Перед тем, как сдать автокатализатор, определитесь с компанией по скупке катализаторов. Чтобы повысить цену запчастей, рекомендуем:
Предварительно рассортировать сырье по категориям.
Очистить соты катализатора от загрязнений, сажи, технических жидкостей.
Использовать только щадящие средства для чистки, поскольку «агрессивные» растворы уничтожают ценное напыление.