В данном обзоре хотелось бы провести практическое сравнение небольших автомобилей класса "В" (Mitsubishi Colt, Hyundai Getz, Toyota Yaris, Renault Logan или Sandero и т.п.) и современных кроссоверов (KIA Sportage, Hyundai ix35, Renault Duster, Opel Mokka, Chevrolet Tracker и т.п.). Сравнение между этими типами транспортных средств хочется провести потому, что кроссовер на сегодняшний день максимально близко отвечает требованиям среднего жителя мегаполиса, регулярно совершающего маршруты дом-работа-дом, и выезжающего на дачу / в деревню в выходные, а автомобили класса "В" весом около тонны отлично себя чувствуют на небольшом бездорожье за счет небольшой своей массы, чем не могут похвастаться седаны и хетчбеки массой 1200-1400 кг, безнадежно в большинстве своем застревающие.
Для начала, давайте выделим основные моменты, которыми руководствуется человек, желающий приобрести кроссовер или небольшой внедорожник, а также достоинства такого выбора. Уровень оснащения машин и комфорт мы специально опустим - выделим лишь финансовые, внедорожные и грузовые характеристики.
Основным моментом, безусловно, является повышенная проходимость автомобиля. За рулем такой машины в городских условиях вопрос "проеду или нет" практически отпадает, да и требования к умению водить в труднопроходимых условиях (после выпавшего снегопада, например) к водителю на порядок меньше. Следующим моментом становится безопасность. При прочих равных условиях, в большой машине вероятность выжить намного выше, а получить серьезные травмы - меньше. Дальше - грузоподъемность и вместимость. По объему багажника и способности перевезти груз на дачу, будь то мешки с цементом, прицеп с моторной лодкой или квадроциклом, а может просто так необходимая при прогулках с ребенком детская коляска, которую можно даже не складывать - компактный кроссовер также будет выше. Самый распространенный диаметр используемых дисков на кроссоверах - 16-17 дюймов и достаточно жесткие подвески с неплохим запасом хода амортизаторов, что защищает от пробоев при быстрой езде по колдобинам, тоже несомненно идет в плюс машинам данного типа. Для некоторых не последнюю роль играет и роль престижа, ведь не секрет, что на дороге у нас уважают тем больше, чем внушительней автомобиль. Но статья у нас про практическое сравнение, поэтому этот плюс мы просто отметим, но в сравнениях - опустим.
Самые популярные двигатели, выбираемые нашими соотечественниками - это двухлитровые бензиновые моторы мощностью до 150 л.с. Приобретать что-то менее мощное для езды на автомобиле массой 1500-1700 кг - сплошное мучение при разгоне и обгонах, появляется желание постоянно поддавать газу из-за ощутимого недостатка мощности, вследствие чего расход топлива будет сравним с расходом более мощных и "объемных" моторов, а ездить придется при постоянном шуме работающего на высоких оборотах двигателя. Владение более мощным двигателем безусловно дарит приятные ездовые ощущения, но за это придется расплачиваться много большим транспортным налогом, а также расходом в 17-19 литров литров на 100 км. Подсчитаем - двухлитровый мотор обычно потребляет в среднем 14-15 литров 95-го бензина на 100 км в городе (либо около 10-11 литров ДТ), что равно расходам примерно ( 15 000 км x 14 л / 100 км ) * 30 руб/литр 95-го = 63000 рублей в год при пробеге 15 000 км для бензиновой машины и ( 15 000 км x 10 л / 100 км ) * 30 руб/литр ДТ = 45000 рублей в год для дизельного двигателя + транспортный налог в большинстве регионов России составит около 5000 рублей. Получается диапазон от 50 до 68 тысяч.
Небольшие автомобили класса "В" менее безопасны и вместительны, оснащаются только бензиновыми двигателями объемом 1,4 - 1,6 литра, мощностью 75 - 105 л.с. и потребляющими около 9-10 литров 92-го бензина на 100 км в городе. Основные преимущества - масса автомобиля около тонны, небольшой радиус разворота, легкость маневрирования, а с двигателем 1,6 литра как правило и неплохая динамика. К преимуществам можно отенести то, что угоняемость небольших автомобилей и стоимость полиса КАСКО намного ниже, чем кроссоверов. Недостатки - невысокая безопасность при авариях, как правило короткоходная подвеска, достаточно легко поддающаяся "пробоям" и небольшие по размерам багажники. Примерный расход топлива ( 15 000 км x 10 л / 100 км ) * 27.5 руб/литр 92-го = 41250 рублей в год при пробеге 15 000 км + транспортный налог на уровне 2500 рублей. Получившийся расчет в 45 тысяч получается немного дешевле, чем владение дизельным кроссовером, и аж на 23 тысячи дешевле, чем владение бензиновой версией! "А как же проходимость и отсутствие полного привода?" - спросите Вы, и вот здесь стоит рассмотреть этот вопрос подробнее, перейдя к самой сути.
Все дело в том, что главное преимущество кроссоверов - проходимость, обеспечивается в основном клиренсом автомобиля, составляющем как правило 18-22 см. Понятно, что у малолитражек этот показатель процентов на 20-30 ниже - около 12-14 см, за счет чего они просто "садятся на брюхо" в грязи или снегу, превышающей глубину клиренса, либо просто сгребают преграду перед собой и упираясь в нее не способны ехать дальше. Но клиренс можно увеличить с помощью проставок, стоимость которых около 3000 рублей. Продаются варианты практически на все популярные автомобили, а те, которых в продаже нет, вполне возможно заказать у токаря, замерив необходимые размеры, либо спрося их у людей на автоклубе Вашего автомобиля в Интернет. Защитить подвеску от пробоев помогут более жесткие амортизаторы или пружины (довольно дорогой, но возможный вариант), либо установка полиуретановых проставок в пружины - недорогой (тоже около 3 тыс. руб.) и простой вариант. Установить такие проставки можно самому за несколько минут с помощью домкрата. Бытует мнение, что увеличение клиренса повлияет на управляемость автомобиля на высоких скоростях, и это действительно так, однако вспомним поговорку о том, что "все хорошо в меру". Подъем небольшого легкого автомобильчика на 6-8 см действительно приведет к серьезной потере управляемости и необходимостью снижения скорости в поворотах, что напрямую влияет на безопасность, а также повышенной нагрузке на амортизаторы, хода которых при отбое может просто не хватить при столь высоком подъеме. Вполне достаточно будет поднять машину на 3-4 см. Это не приведет к катастрофическим проблемам при эксплуатации, зато существенно повысит проходимость. Еще одно слабое место небольших машин - расстояние от нижних рычагов подвески до земли - проставками это не исправляется, но исправляется установкой более "высокой" резины (около 11000 рублей за комплект действительно качественной резины). Для нечастой езды по более серьезному бездорожью можно использовать цепи на колеса, что еще больше увеличит внедорожные возможности автомобильчика. Что касается полного привода - то опыт владения переднеприводным кроссовером показывает, что вполне можно обойтись и без него. Автомобиль только с передним приводом намного проще и главное дешевле сам по себе и в обслуживании, тише при езде, потребляет примерно на литр меньше топлива и при этом ездит по стандартным снегам и грязям практически также как и полноприводный собрат.
Подводя итог, можно сказать, что затратив примерно 20-25 тысяч на доведение небольшого автомобиля, можно существенно сэкономить как на покупке кроссовера (около 300-500 тысяч рублей!), так и на дальнейшей эксплуатации машины. Сравнительно одинаковая стоимость владения дизельной версией кроссовера и малолитражки сходит на "нет", если учесть что цена дизельных машин в России изначально существенно выше, чем бензиновых. Мы не сравнили стоимость обслуживания и возможного ремонта после ДТП автомобилей, но в случае с простой конструкцией малолитражки, она снова окажется выгоднее.
В Европе удобство небольших машин давно оценили, России это еще предстоит, но выбор, безусловно, за Вами. Таким образом, если требуется после обильных снегопадов легко проезжать по нечищеному двору и не бояться глубоких грязных луж, не планируется перевозка досок и холодильников на дачу, и есть желание существенно сэкономить практически во всем - обратите внимание на небольшие автомобили. Ну и помните, что многое еще зависит от прокладки между рулем и сиденьем. Удачи на дорогах!