Ни один автомобиль не может обходиться без тормозов, причем, чем они лучше и надежнее, тем в большей безопасности находятся водитель и пассажиры, а также другие участники дорожного движения. Автомобильные тормоза могут быть двух видов – барабанные и дисковые, и у каждого из видов есть свои преимущества и недостатки.
Барабанные системы тормозов недорогие и могут в некоторых ситуациях оказаться гораздо более полезными, чем дисковые, но при интенсивном применении могут перегреваться, а также перестать действовать при попадании воды.
Дисковые тормоза намного надежнее, они сохраняют стабильность в различных, даже весьма неблагоприятных, условиях. Пожалуй, единственным недостатком таких тормозов является необходимость применения гидровакуумного усилителя.
Диски в тормозной системе бывают вентилируемыми, перфорированными, карбоновыми и керамическими. Вентилируемые диски снабжены внутренними каналами, часто имеющими форму спирали. Благодаря их наличию диски охлаждаются наиболее быстро.
Диски с перфорацией, то есть, с отверстиями и диски, имеющие канавки для отвода грязи, также охлаждаются значительно лучше, но основное их достоинство – это эффективное торможение в условиях плохой погоды, в слякоть и дождь. Дорожная грязь и вода из луж остаются в канавках и отверстиях дисков, это предотвращает образование влажной пленки в пространстве между диском и колодкой. В то же время, неровная поверхность перфорированных дисков значительно сокращает обычный срок эксплуатации тормозных колодок, а канавки дают должный эффект лишь при использовании таких дисков на скоростных автомобилях, то есть в обыденности их роль не ощутима, единственный плюс – это визуальный эффект.
Карбоновые, или углеродные, диски применяются только на спортивных автомобилях класса "экстра", на гоночные автомобили более низкого класса ставят керамические диски. Для достижения максимального эффекта карбоновые диски требуют прогрева до определенной температуры, в охлажденном и перегретом состоянии от них мало пользы. Именно поэтому пилоты болидов перед гонкой совершают предварительный заезд для прогрева автомобиля и его тормозной системы, а во время гонки, помимо системы охлаждения, диски охлаждаются потоком воздуха от дефлекторов, установленных на автомобиле специально для этих целей.
От применения керамических тормозных дисков эффект выше, чем от использования стальных. Так как они имеют значительно меньший вес, то и подрессоренная масса машины тоже снижается и, как следствие, повышается общая динамика и комфортность автомобиля. Срок эксплуатации таких дисков намного превышает срок службы стальных дисков, но оснащенность автомобиля керамикой существенно увеличивает его стоимость.
Помимо тормозных систем, в автомобилях применяют вспомогательные системы и оборудование. Всем известная антиблокировочная система ABS при торможении снижает давление в системе тормозов, предотвращая тем самым блокировку колес и сохраняя для водителя возможность полного контроля над автомобилем. Хотя, существуют некоторые ситуации и условия, при которых ABS больше вредит, чем помогает. В качестве дополнения к ABS используется электронная система EBD, которая распределяет тормозное усилие между колесами, причем не равномерно, а именно так, как этого требует ситуация, например, во время поворота колеса с внешней стороны тормозят сильнее.
Система Brake Assist используется для обеспечения эффективности экстренного торможения, и, по сути, является усилителем тормозов. От резкого нажатия на тормозную педаль Brake Assist срабатывает и увеличивает тормозное усилие.
Стояночный тормоз, называемый еще "электронным ручником", переместился в автомобили среднего класса с премиум-класса. Его активация производится кнопкой на приборной панели, в пробках и при остановках может включаться электроникой автоматически.