В 90-е годы рынок автомобилей класса SUV (Sport Utility Vehicle) переживал бурный подъем, этот процесс оказал влияние на весь автомобильный мир целом, а в частности для баварского концерна ознаменовал начало целой эпохи – "эпохи BMW X5". В борьбе за лояльность потребителя компания BMW в 1994 году совершила покупку марки Land Rover, принадлежащей группе Rover, британской государственной компании, которые являлись одними из лидеров в сегменте автомобилей повышенной проходимости премиум-класса. Модель Х5 создавалась на базе автомобиля Free lander, который послужил основой для будущих паркетников компании BMW. Разработчиками X5 был придуман собственный класс SAV (Sport Activity Vehicle) и в 1999 году на автосалоне в Детройте состоялся дебют автомобиля BMW X5 (E53). Номенклатурное обозначение расшифровывалось следующим образом: "Х" - полный привод, цифра "5" указывала на то, что базой для нового автомобиля послужила модель BMW E39 пятой серии. BMW X5 выше, шире и короче, чем модель E39, силуэт кузова X5 имеет сходство с моделью BMW E46 Touring. Несмотря на то, что симбиоз баварцев и британцев оказался недолгим – в 1999 году BMW, оценив понесенные миллиардные потери, продает Land Rover, технологии и опыт британцев позволили концерну создать один из самых динамичных внедорожников в мире. Для рынка США автомобиль производился на заводе города Спартанберг, а для Европы - на заводе BMW в Баварии. Продажи Х5 в Америке начались в 1999 году, в Европе в 2000 году.
Появившись в России, этот автомобиль приобрел огромную популярность у автолюбителей, благодаря удачному сочетанию в BMW X5 динамики спортивного автомобиля и проходимости внедорожника, добавив к этому еще и сверхточное управление и роскошь салона уровня хай-люкс, можно было ожидать, что успех этому автомобилю обеспечен. Кроме системы полного привода, с распределением крутящего момента и мягкой независимой подвески, разработчики спроектировали несущий кузов, дизайн которого за счет коротких свесов, резких и мощных контуров и длинной колесной базы делает весь внешний облик автомобиля одновременно и брутальным, и элегантным. Под капот BMW X5 был помещен 3-литровый двигатель мощностью 231 л.с., а также двигатель объемом 4,4 литра(valvetronic от BMW E65/66), мощностью 286 л.с. Благодаря вышеперечисленным характеристикам, автомобиль разгоняется до сотни за 7,5 секунд с 4-литровым двигателем. В 2001 году на BMW X5 стали устанавливать двигатель объемом 4,6 литра, выдающий 347 л.с. и турбированный дизельный мотор объемом 3 литра мощностью 218 л.с. Самые первые автомобили BMW X5 можно было приобрести по цене 120 тыс. долларов, однако спрос на машину был очень большой. Единственным нюансом на первых порах производства автомобилей, была необходимость для их владельцев в частом проведении гарантийного ремонта, по этой причине, автомобили BMW X5 старше 10 лет в хорошем техническом состоянии найти очень трудно, а цена у такого автомобиля соответственно будет колебаться в пределах от 500 тыс. рублей.
Ошибочно считать, что моторы BMW X5 идеальные, несмотря на то, что это очень сильная сторона этих автомобилей. Неполадки могут начаться при пробеге свыше 20 тысяч километров, может потребоваться замена форсунок, подушек двигателя и катушек зажигания. Владельцу нужно знать, что катушки зажигания меняются комплектом, стоимость ремонта на автомобиле с двигателем объемом 3 литра обойдется в 720$. Замену форсунок осуществляют по мере износа каждой из них, примерная стоимость детали 300$, менять их сразу все не требуется. Одной из наиболее распространенных неисправностей у 3-литровых автомобилей является выход из строя термостата, особенно на автомобилях первой партии. Симптомы проявляются следующим образом: из печки дует холодный воздух, а температура двигателя при разгоне автомобиля внезапно начинает понижаться. Если не устранить неисправность вовремя, то, как следствие, в холодных регионах при агрессивной езде со скоростью около 140-160 км/ч на морозе (от 20 градусов и ниже) может выдавить из двигателя масло через вентиляционный клапан картерных газов, после чего заклинит мотор. Для профилактики этой поломки рекомендуется осуществлять промывку и замену охлаждающей жидкости не реже, чем один раз в год. На автомобилях с двигателем объемом 4,4 литра из-за некачественного топлива начинает заедать заслонка дросселя, симптомами является плавающие обороты на холостом ходу, в этом случае придется менять заслонку. Повышенный расход топлива свидетельствует о неисправности расходометра воздуха, эта деталь также подлежит замене. Покупка обеих деталей обойдется владельцу в сумму, равную примерно 1300$.
Самый распространенный двигатель у автомобилей BMW X5 объемом 3 литра, шестицилиндровый бензиновый М54. Этот агрегат ценят за надежность и долгий срок эксплуатации, при проведении модернизации в 2003 году изменениям со стороны разработчиков этот двигатель не подвергался вообще, в то время как в конструкцию остальных были внесены те или иные технические доработки. Этот двигатель оснащен системой газораспределения Vanos, основная задача которой улучшить динамические свойства автомобиля, снизить расход топлива и уменьшить степень токсичных выбросов в атмосферу. Технология Vanos от концерна BMW была революционной и применяется на серийных автомобилях с 1997 года. Для тех, кто выбирает экономичность - разница в расходе топлива у 3-литровых и 4,4-литровых, а также 4,8-литровых автомобилях ощутима, это соответственно 15 литров против 20 и более литров топлива. Также как почти все двигатели марки "Хонда", двигатели автомобилей BMW на высоких оборотах начинают "подъедать" масло, поэтому его уровень нужно периодически проверять, между визитами в сервис иногда требуется доливка до 10 литров масла, возникновение неисправности объясняется износом клапанов. Все моторы BMW X5 чувствительны к перегреву, из-за конструктивной особенности радиаторов, поэтому требуется их периодически прочищать. От засорившегося радиатора мотор вряд ли закипит, но расход масла значительно увеличится из-за возросшей температуры возле шестого цилиндра. Несвоевременное устранение неполадки приведет к "капиталке" двигателя, которая обойдется владельцу от 3000 до 4000$. На автомобилях с восьмицилиндровым двигателем таких проблем нет, но радиатор также требуется периодически чистить. При эксплуатации нельзя экономить на масле, использовать нужно хорошую "синтетику", тогда можно избежать проблем с перегревом двигателя. Модель с восьмицилиндровым двигателям выпускалась только с АКПП. Предполагается, что замена масла во время всего срока эксплуатации не предусмотрена, так как такая трансмиссия считается "необслуживаемой". В реальности же замену масло нужно производить один раз в 60 тыс.км. МКПП комплектовались только 3-литровые двигатели.
Для автомобилей марки BMW X5 характерно использование сложного электротехнического оборудования, особенности нашего климата и химические реагенты, используемые на дорожном покрытии, приводят к ряду неполадок в электронике. Возможны неисправности генератора, что приведет к разрядке АКБ, возникают сбои в электронных настройках. Как следствие неверные показания датчиков парковки и положения задней двери, также выходят из строя приводы стеклоподъемников и зеркал, исчезает возможность их удержания в сложенном состоянии. Эта неполадка устраняется покупкой и заменой зеркал в сборе. Кроме того, отмечается такая неисправность, как самопроизвольное срабатывание задних стеклоподъемников, тогда окна откроются сами, без нажатия водителем кнопки привода, в этом случае также потребуется замена задних электростеклоподъемников. "Прикуривать" от другого автомобиля BMW X5 категорически запрещается, можно сжечь сложную электронику. Блоки управления электроникой в большинстве своем располагаются под фальшполом в багажнике, их очень легко залить водой не только при мойке автомобиля сверху, но и снизу через технологические отверстия, при преодолении водной преграды, а если залить блок управления двигателем, то автомобиль не поедет вообще.
Некачественное топливо служит причиной неисправности не только дроссельной заслонки, но и выхода из строя катализаторов системы выпуска, стоимость такого ремонта обойдется примерно в 1500$. В этом случае можно попробовать сэкономить и вырезать неисправные катализаторы, вварив на их место другие, цена вопроса в этом случае 300$.
Проблем с АКПП практически нет, течь масла через сальники или отказ блока управления крайне редки, но при длительном положении педали газа "в пол" или буксовании можно сжечь фрикционы. Если это произошло, то предстоит или дорогостоящий ремонт или покупка новой коробки. Переключение передач и на пятиступенчатой, и на шестиступенчатой АКПП можно осуществлять вручную. Масло дилеры рекомендуют менять через каждые 80 тыс.км. При длительном сроке эксплуатации может потребоваться замена муфты кардана, по причине ее разрыва, стоимость ремонта 130$. На МКПП масло меняется при пробеге 150 тыс.км.
Через пять-семь лет эксплуатации на автомобилях BMW X5 возможно появление люфта в передних приводах, диагностировать неисправность подчас удается только в специализированном сервисе, так как симптомы поломки проявляются лишь в едва уловимом легком стуке при начале движения. Если присутствует стук в рулевом механизме при повороте руля на неподвижной машине, то замены требует нижняя часть рулевого вала.
На систему полного привода со стороны владельцев жалоб практически нет. В дорейсталинговых автомобиля крутящий момент распределялся в соотношении 38 к 62, на более поздних моделях соотношение меняется с помощью электронно-управляемой муфты.
Подвеска всех колес машины - независимая, а ее конструкция - это болееусиленная под внедорожные нужды версия подвески от BMW 5-й серии в кузове Е39. Стоит отметить, что на версиях, оснащенных спорт-пакетом, подвеска более жесткая. При эксплуатации автомобиля на хорошем дорожном покрытии проблем с трансмиссией нет, на бездорожье автомобиль чувствует себя хуже по причине низкого клиренса, отсутствия механической блокировки дифференциала и пониженной передачи. Таким образом, автомобиль очень хорошо ведет себя на ровной дороге, отличается сверхточной управляемостью, но для езды по бездорожью он не предусмотрен, как худший вариант - можно эксплуатировать BMW X5 на грунтовой дороге.
Срок службы деталей ходовой части зависит от стиля езды и срока эксплуатации, этот срок у большинства деталей довольно приличный. В передней подвеске после пробега 20-30 тыс. км может потребоваться замена нижних поперечных рычагов, через 40 тыс. км заменить потребуется шаровые опоры верхних рычагов, стойки стабилизатора и сайлент-блоки. Замену деталей нужно производить в комплексе, если неисправность наблюдается на правом колесе, то аналогичную запчасть на левом колесе также нужно ставить новую. Приобрести лучше весь комплект передней подвески, в этом случае можно сэкономить, так как по отдельности приобретение запчастей обойдется дороже. Приобретение комплекта и работа обойдется владельцу около 600$. Пыльник наружного ШРУСа нужно менять каждые 30-40 тыс. км, если произвести замену несвоевременно, то из строя выйдет уже сам ШРУС, замена его будет стоить 320$, а замена всей полуоси - 500$. Верхние рычаги меняются на пробеге 60-80 тыс. км, ступичные подшипники прослужат 80-100 тыс.км. Ресурс стоек стабилизатора равен примерно 30-40 тыс. км., стоимость замены колеблется в районе 40$. Что касается деталей задней подвески, то замене подлежат стойки стабилизатора каждые 50-70 тыс. км., и верхние рычаги на пробеге около 60-90 тыс. км. Дорогостоящим ремонтом для владельца может стать замена сайлент-блока Н-образного большого рычага, это составит порядка 400$. На пробеге более 100 тыс. км может появиться глухой звук, как от удара, при преодолении кочек и неровностей дороги, это означает, что предстоит замена подушки задней балки, стоимость ремонта 350$.
Степень надежности амортизаторов у автомобиля BMW X5 высокая, средний срок службы составляет 150-200 тыс. км. Большинство автомобилей конструктивно имеют сзади пневматическую подвеску, а спереди установлена обычная. На некоторых моделях пневмоподвеска может встречаться и спереди, в этом случае, при покупке поддержанного автомобиля с пробегом более 100 тыс. км, нужно проверить состояние подушек на передних элементах пневмоподвески. Если обнаружатся трещины, то лучше от покупки этого автомобиля отказаться, либо готовиться к покупке в ближайшее время пневмостоек и новых подушек - стоимость такой покупки составит 3800$.
При обнаружении неисправностей в деталях подвески, ремонт и замену нужно осуществлять незамедлительно, если протянуть с этими мероприятиями, то следствием может стать еще более дорогостоящий ремонт, так как поломка одного элемента неизменно "потянет" за собой неисправности в других деталях. Стоимость контрактных запчастей, как правило, ниже, чем оригинальных. Оригинальные запчасти лучше приобретать у дилера, а неоригинальные - у проверенных фирм, например компании "Lemforder", так как качество деталей служит гарантом безопасности автовладельца и исправности транспортного средства.
На автомобилях BMW X5 устанавливается рулевой механизм "шестерня-рейка с гидроусилителем. Через 70 тыс. км могут появиться следы масляного отпотевания в местах соединения шлангов и трубопровода, трубки усилителя надо заменить, иначе потребуется замена насоса гидроусилителя. Рулевая рейка меняется на пробеге 40 тыс. км, неисправность сопровождается характерным стуком, стоимость ремонта 2000$. Кроме того, наличие стука может свидетельствовать о неисправности рулевого кардана, в этом случае владелец потратит около 800$. Срок службы рулевой тяги составляет примерно 80-100 тыс. км.
Детали кузова BMW X5 не подвергаются коррозии, но учитывая динамические характеристики автомобиля, при выборе поддержанной машины нужно тщательно осмотреть ее на предмет ДТП. По статистике угоны автомобилей этой модели происходят часто, это объясняется стоимостью, как самого автомобиля, так и его запчастей. Злоумышленники совершают хищения не только автомобиля целиком, но и отдельных навесных элементов конструкции.
После прохождения краш-теста EuroNCAP автомобиль получил самый высокий звездный рейтинг, благодаря тому, что забота о безопасности автолюбителей является приоритетным направлением концерна BMW.