Производство корейского автомобиля Kia Sportage первого поколения стартовало еще в далеком 1993 году. В то время существовал концерн Mazda-Ford-Kia, что в будущем и предопределило успех модели. Отметим, что в ранних модификациях на "Sportage" были установлены элементы трансмиссии и двигатели от японских кроссоверов. Прототипом кузова стала платформа популярного в те годы автомобиля Mazda Bongo.
Изначально "Спортидж" первого поколения выпускался в трех основных модификациях. Первая из них, в закрытом трехдверном кузове, собиралась на заводе в Южной Корее и до российского рынка официально не предназначалась. Но сегодня на некоторых автомобильных рынках ее все же можно встретить.
Второе исполнение модели "Sportage" было выполнено в виде стандартного пятидверного кузова длиной 4,4 метра. С 1994 года данная версия собиралась на заводе в Германии. Предприятие принадлежало фирме Karmann – на тот момент самым известным немецким производителем автомобилей. До 1998 года европейцы наслаждались качественной сборкой модели Kia, которая по надежности ни в чем не уступала более дорогим аналогам. Начиная с 1997 года первое поколение "корейца" методом "отверточной сборки" стали собирать и у нас в России на предприятии "Автотор" (Калининград).
И, наконец, третий тип кузова был представлен в 1999 году моделью Sportage Grand. Ее отличие от первой модификации в чуть удлиненном кузове (на 30 см) за счет немного увеличенного заднего свеса. К сожалению, в 2002 году автомобиль был снят с производства в Корее. Но за три года было выпущено достаточное количество моделей и модификацию "Sportage Grand" можно встретить, в том числе и в России.
В то время конкуренция была такой же высокой, как сегодня. Японец Suzuki Grand Vitara фактически был близнецом Kia Sportage первого исполнения. Похожие размеры, идентичный мотор и подключаемый передний мост. Разница была лишь в качестве сборки, и на местном азиатском рынке Kia значительно уступала Suzuki.
Сегодня "Спортидж" первого поколения имеет репутацию "паркетника". Это довольно странно, учитывая вполне приличный клирэнс (или дорожный просвет) в 200-210 мм. Кроме того некоторые модификации "корейца" не просто защищены антикоррозийным покрытием, но и фосфатированы, то есть имеют дополнительную защиту от коррозии. Последняя, кстати, может появляться на арках колес в моделях, выпущенных после 1998 года. Также отметим, что трансмиссия и двигатель в некоторых машинах закрыты металлическими кожухами.
Если говорить о салоне первого Sportage, то он ничем особенным не выделяется. Его можно охарактеризовать как бюджетный, компактный и вполне функциональный, то есть полностью подтверждающий имидж авто. Как правило, габариты автомобиля хорошо чувствуют пассажиры на заднем сидении. Троим взрослым людям будет очень тяжело разместиться там с комфортом. Мало того, что придется толкаться локтями, так еще и остро ощущается нехватка места для ног. И это несмотря на высокую посадку и довольно ровный пол. Багажник у "Спортидж" скромен и составляет 335 литров, правда ситуацию исправляет возможность складывания задних сидений. Здесь, кстати, выигрывает Kia в исполнении "Grand", где можно разместить в два раза больше багажа.
Перейдем к начинке или функциональности Sportage первого поколения. В целом у большинства машин комплектация вполне достойная. Это и кондиционер, и полный электропакет, а также не механическая, а электронная регулировка наружных зеркал. Отметим, что сложно найти какие-то серьезные минусы в оборудовании автомобиля. Небольшое беспокойство могут вызвать часто перегорающие лампочки или не слишком эффективное распределение поток вентиляции внутри салона.
Безусловно, качество материалов отделки является одним из самых очевидных показателей цены того или иного авто. И Kia Sportage - яркое тому подтверждение. Вряд ли владелец автомобиля будет доволен болтающейся во все стороны наружной антенной, поблекшими от времени надписям "4WD" и 4x4" на дверях, а также замерзающими дверными ручками (даже в самый небольшой мороз) и некачественным пластмассовым исполнением торпеды.
Далее поговорим о двигателях. Как уже упоминалось выше, на первых "Sportage" установлены японские движки. Все они лицензионные и являются аналогами моторов от Mazda 626 GD. Последний факт значительно упрощает поиск запчастей на различного рода "авторазборках". Существуют одно и двухвальные двигатели в первом поколении "Спортидж". Версия с одним распредвалом выдает 95 лошадиных сил, что кажется недостаточным для компактного внедорожника. Другой тип авто с двумя валами может похвастаться мощностью в 128 л.с., но здесь потребуется более частое и тщательное техническое обслуживание автомобиля. Кстати, надпись DOHC на моторе значит, что данный двигатель состоит из 16 клапанов и двух распределительных валов.
Реже встречаются дизельные версии Sportage. Существует "атмосферная" (менее мощная) и турбонаддувная версии. Первая имеет объем мотора в 2,2 литра и выдает мощность в 62 л.с. Данный двигатель был разработан известной английской фирмой Perkins. Минусов у этого движка немного. Можно отметить свойственную дизелям шумность, а также повышенное потребление масла. Другой тип дизеля – с турбонаддувом характеризуется 83 л.с. при двухлитровом объеме двигателя. Плюсы данного вида мотора в большей мощности и легкости проведения ремонтных работ.
Перейдем к трансмиссиям первых Kia Sportage. Их существует всего два вида. Это автоматическая коробка передач, собранная в Японии и пятиступенчатая немецкая "механика". Данный факт убережет вас от возможных проблем, особенно, если предыдущий хозяин авто вовремя менял масло и не увлекался постоянными поездками в стиле "бездорожье". Отметим, что с течением времени может износиться сальник ручной коробки передач, замена которого приведет к достаточно сложной разборке механизмов авто. Весьма надежна раздаточная коробка передач, в арсенале которой понижающая передача. Советуем использовать полный привод лишь в условиях сильного обледенения дороги или серьезного снежного покрова, будет не лишним дополнительно установить колесные хабы, типо avm 460 http://www.4x4sport.ru/catalogue.html?id=269. Дело тут в отсутствии межосевого дифференциала и, следовательно, ваша трансмиссия будет излишне перегружаться в движении. Любителям поездок по пересеченной местности, можно порекомендовать найти "Спортидж" с самоблокирующимся задним межколесным дифференциалом.
При покупке Sportage первого поколения обращайте внимание на муфты подключения переднего привода. Они, как правило, ручные, то есть, чтобы включить переднюю ось, вам придется вручную переключать в режим Lock соответствующий фиксатор, причем для этого придется вылезти из автомобиля. Поэтому данную систему включения привода передних колес имеет смысл заменить. Альтернатива - приобрести усиленную обгонную муфту 02 года выпуска. Здесь, правда, также придется остановиться, чтобы включился привод и сдать назад для его отключения. Если и такой метод вам не по душе, есть возможность поставить на машину вакуумные муфты. Они автоматически включают и выключают полный привод на скоростях до 70 км/ч, но рекомендуется все же снизить скорость, чтобы поберечь данные элементы.
Теперь обратим внимание на проблемы, которые могут возникнуть с "Sportage" во время эксплуатации. После первых 30 тыс. км вам, вероятно, придется задуматься о замене стоек стабилизатора. Далее могут дать о себе знать просевшие передние (примерно через 100 тысяч км.) и задние (с 70 тыс. км) пружины подвески. Верхние и нижние шаровые опоры также потребуют замены (это может произойти в большом интервале пробега - от 40 до 100 тыс. км). Минус в том, что их можно приобрести лишь в комплекте с рычагами. Более прилично ведут себя наконечники и амортизаторы рулевых тяг (замена при пробеге около 80 тыс. км), а также задние барабанные и передние вентилируемые дисковые тормоза. Здесь особенно важно грамотно содержать и вовремя заменять тормозные колодки. Не лишним будет заметить, что в бензиновых версиях "Спортидж" с годами может сломаться датчик холостого хода и прогореть прокладка выпускного коллектора.
В итоге, можно сделать вывод о том, что Kia Sportage первого поколения - автомобиль полностью соответствующий своей цене. Да, у него есть недостатки, но если следить за своим автомобилем, то он будет вызывать у вас лишь положительные эмоции.
ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ
-------------------
Дебют второго поколения автомобиля состоялся в 2004 году. Превратившись в "паркетник", Sportage второго поколения полностью преобразился внешне: формы округлились, габариты увеличились. Более комфортным стал интерьер, а основные функции сохранились. Именно второе поколение Киа Спортидж пользуется особенной популярностью, а его дополнительное достоинство – приятное соотношения разумной стоимости и достойного уровня качества. Изначально покупали модель в основном в Америке, но и в России, как только стартовали продажи, популярность машины неуклонно росла. Сейчас уже реализуется третье поколение Спортиджа, но востребованность второго по-прежнему высока. Приобретение компанией Hyundai марки KIA в 1998 году привело к полной унификации автомобилей этих двух компаний. Братом близнецом для Спортиджа второго поколения является Хенде Туссан - оба автомобиля сделаны на одной платформе. По двигателям, коробкам и основным узлам они совершенно идентичны, даже предлагаемые комплектации - полностью одинаковые.
Выпускаемый в период с 2004 по 2010 годы, автомобиль отличается прекрасными характеристиками. Доступны четырех и шестицилиндровые V-образные бензиновые двигатели. Моторы имеют объём 2 и 2,7 литра - 142 и 175 сил соотвественно. Дизельный четырехцилиндровый двигатель турбирован, имеет объём 2 литра и выдает 140 л.с.
Коробки передач - только 4-ступенчатая АКПП на автомобилях с V-образным мотором и 5 скоростная механика, либо автомат на автомобилях с рядной четверкой. В 2006 году шестиступенчатую "механику" приобрёл дизельный двигатель.
Салон комфортный, просторный. Благодаря прямоугольной форме багажника, его объем составлял 667 или 1887 литров (при сложенных задних спинках сидений).
Спортидж II поколения комплектовался электроприводами зеркал и стеклоподъемниками, климатической установкой, боковыми и передними подушками безопасности, ABS, устройством распределения тормозных сил EBD. Дополнительными преимуществами топовых модификаций был кожаный салон, круиз-контроль и система стабилизации ESP.
Второе поколение KIA Sportage отличается достаточно высоким уровнем надёжности, многое доработали. Хорошо работает ходовая часть. Подвески закреплены на подрамнике. Чаще всего у подержанных моделей двигатель бензиновый, на 2 литра. Необходимо внимательно относиться к топливу – если и возникают какие-то проблемы, это наверняка связано с его низким качеством.
Клиренс автомобиля составляет 19,5 см - немало, но на одном уровне с самой нижней точкой машины находятся бензобак и редуктор, а также изгиб глушителя. Поэтому рисоквать на бездорожье - не стоит.
Приобретая Киа Спортидж, пробег которого уже приближается к 100 тыс. км., необходимо тщательно проверить муфту переднего привода. Её может начать заклинивать, что неминуемо приведёт к быстрому износу. Это чаще происходит в результате попадания воды через сальник, когда влага вымывает смазку. При этом, лампочка на панели не сигнализирует о переднем приводе, не горит и чек энжин, при этом привод остается постоянно включён. В процессе интенсивного износа муфты уже на 50 км/ч слышен гул, усиливающийся вместе с набором скорости. Иногда ошибочно считают, что звук издаёт подшипник карданного вала. Поэтому достаточно произвести диагностику муфты при выборе машины, чтобы избежать проблем. Для этого автомобиль поднимают на подъёмнике и включают зажигание. Полный привод должен быть выключен. При вращении задних колёс нужно следить за карданным валом: он должен стоять - это значит что муфта разблокирована. Затем включают полный привод. Теперь карданный вал должен вращаться вместе с колёсами - муфта заблокирована. Всё это свидетельствует об исправности муфты. А вот при вращении карданного вала в обоих случаях, муфту уже следует менять - цена вопроса - около 50 тыс. руб.
Для автомобилей из США рекомендуется сделать диагностику двигателя и электрики, поскольку часто из США к нам приходят автомобили-утопленники (читайте также про то, как определить автомобиль-утопленник).
Некоторые отмечают небольшие минусы в процессе эксплуатации: это не очень хорошая шумоизоляция, непривычно большой и тонкий руль (зато с регулировкой по высоте). Кому-то покажется коротковатой подушка сиденья, также достаточно низкие подлокотники иногда требуют специальных подкладок под руки для удобства.
Двигатель радует надёжностью, даже в морозы заводится и прогревается без проблем: рабочая температура набирается за 5 минут при -30, а терморежим стабилен. При запуске холодного двигателя может появиться негромкое постукивание, которое длится около 10 секунд. Это не дефект, а избавится от звука поможет более тщательный подбор моторного масла. Двухлитровые двигатели очень надежны и отлично подходят любителям самостоятельного гаражного ремонта. К моторам 2,7 также нареканий нет, однако их ремонт своими силами будет затруднен ввиду более сложной конструкции, а обслуживание на сервисе обойдется процентов на 30 дороже, чем 2 литрового собрата.
Стучат сайлентблоки подрамника обычно на Спортиджах, которые собирали в Корее.
Подвеска может потребовать ремонта уже к 60 тыс.км. пробега, причем звуки обычно вызваны втулками стабилизатора, которые можно обработать силиконовой смазкой, чтобы временно устранить дефект. Зачастую он характерен для Киа Спортидж словацкой или калининградской сборки.
Обороты двигателя могут зависать на прогретом моторе (как бензиновом, так и дизельном), дизель может глохнуть после запуска - в этом случае требуется промывка форсунок.
Тормозная система также не без греха - известны случаи подклинивания: в исходное положение педаль полностью не возвращается при поджатых колодках. Могут быть сильно изношены приводы правого ШРУС.
Иногда забивается сетка датчика, следящего за давлением топлива, из-за чего хуже работает дизель. С коробкой могут быть проблемы на второй передаче - при покупке автомобиля следует тщательно проверить ее включение/выключение и работу - могут быть толчки, рывки при переключении.
Дизельные 112 сильные моторы считаются туповатыми, но тяговитыми, что играет злую шутку с владельцами таких машин - часто выходит из строя сцепление по причине злоупотребления низкими оборотами, а его ремонт стоит около 20 тыс. руб. Турбина на дизельных моторах ходит 100-120 тыс. км, а ее ремонт потянет минимум на 40 тыс. руб. у неофициальных мастерских и почти в 2 раза дороже - у официального дилера. турбина дает также повышенный расход масла - придется доливать около 2 литров каждые 10 тыс. км пути. При выходе турбины из строя металлическая стружка может попасть в мотор, что неминуемо его убьет. Вывод напрашивается сам собой - лучше предпочесть бензиновые варианты машин.
Элементы отделки салона из пластика могут начать скрипеть в морозы. Лакокрасочное покрытие кузова тоже далеко не идеально. Краска нередко вздувается на 5 дверце под стеклом и номерным знаком.
Также важно проверить втулки стабилизаторов, стойки, обратить внимание на узлы трансмиссии, осмотреть тщательно днище. Оптимальный вариант – испытать плавность автоматического включения полного привода на скользком покрытии.
Приобретая подержанный Киа Спортидж второго поколения, Вы покупаете автомобиль с богатым оснащением и комфортным салоном за доступную цену, да и ремонт такого автомобиля довольно экономичен.
По результатам краш-теста можно сказать что при аварии риск травмирования головы, шеи и груди - невелик, однако возможно травмирования правой ноги и стопы.
Угоняемость \"корейцев\" никогда не была высокой, из-за небольшой престижности марки и дешевизны запасных частей и Спортидж - не исключение. Случаи угона для перебивки номеров - единичны.