В подвеске грузовых автомобилей КАМАЗ широко применяются гидравлические амортизаторы, играющие роль демпферов. В представленной статье подробно рассказано о месте амортизаторов в подвеске, об используемых типах и моделях амортизаторов, а также о техническом обслуживании и ремонте этих компонентов.
Подвеска грузовых автомобилей КАМАЗ строится по классическим схемам, которые на протяжении десятилетий доказываю свою надежность, и все еще остаются актуальными. Все подвески — зависимые, включают в себя упругие и демпфирующие элементы, в некоторых моделях также имеются стабилизаторы.
В качестве упругих элементов в подвесках используются продольные листовые рессоры (обычно полуэллиптические), которые монтируются на раму и балку моста (в передней подвеске и в задней подвеске двухосных моделей) или на балки моста и оси балансиров (в задней подвеске трехосных моделей).
Также в подвеске автомобилей КАМАЗ применяются и гидравлические амортизаторы. Данные компоненты используются в следующих случаях:
- В передней подвеске всех без исключения моделей камских грузовиков;
- В передней и задней подвеске некоторых моделей одиночных автомобилей и магистральных тягачей.
Амортизаторы в задней подвеске используются только на двухосных моделях грузовиков, которых в линейке КАМАЗ не слишком много. В настоящее время такую подвеску имеют бортовые среднетоннажные автомобили КАМАЗ-4308, тягачи КАМАЗ-5460 и новейшие магистральные тягачи КАМАЗ-5490.
Амортизаторы в подвеске выполняют роль демпфирующего компонента, они предотвращают раскачивание автомобиля на рессорах при преодолении неровностей дороги, а также поглощают разнообразные толчки и удары. Все это повышает комфорт во время движения автомобиля, а также улучшает его управляемость и, как следствие, безопасность.
Амортизатор является важной деталью подвески, поэтому в случае неисправности он подлежит ремонту или замене. А чтобы сделать ремонт быстро и без лишних затрат, необходимо знать о типах и моделях используемых на КАМАЗах амортизаторов.
На сегодняшний день Камский автозавод использует несколько основных типов амортизаторов:
- Компактные амортизаторы длиной 450 мм и с ходом поршня 230 мм для передней и задней подвески тягачей КАМАЗ-5460;
- Универсальные амортизаторы длиной 460 мм и с ходом поршня 275 мм — используются в передней подвеске большинства бортовых автомобилей, тягачей и самосвалов (КАМАЗ-5320, 53212, 5410, 54112, 5511, 55111 и других), также данные амортизаторы устанавливаются в переднюю и заднюю подвеску двухосных бортовых автомобилей КАМАЗ-4308;
- Амортизаторы длиной 475 мм с ходом поршня 300 мм — используются в передней подвеске бортовых автомобилей повышенной проходимости КАМАЗ-43118. Данные амортизаторы в исполнении с креплением «шток-шток» используются в подвеске автобусов НефАЗ;
- Амортизаторы длиной 485 мм с ходом поршня 300 мм — применяются в полуприцепах КАМАЗ, а также в передней подвеске в некоторых армейских автомобилях повышенной проходимости (КАМАЗ-4310);
- Длинноходовые амортизаторы длиной 500 мм с ходом поршня 325 мм — устанавливаются в переднюю подвеску новых самосвалов КАМАЗ-65112 и 6520.
Все указанные амортизаторы — традиционные гидравлические, выполнены по двухтрубной схеме. Большинство амортизаторов имеют крепление типа «проушина-проушина», однако компоненты для автобусов НефАЗ имеют крепление типа «шток-шток». Амортизаторы для актуальных моделей самосвалов от БААЗ оснащаются удлиненным пластиковым кожухом, который обеспечивает лучшую защиту от воды и грязи.
На все автомобили КАМАЗ штатно устанавливаются амортизаторы белорусского производства. На конвейеры поставляются изделия двух производителей:
- БААЗ (Барановичский автоагрегатный завод) — город Барановичи;
- ГЗАА (Гродненский завод автомобильных агрегатов) — город Гродно.
БААЗ и ГЗАА предлагают все указанные типы амортизаторов, причем данные изделия в больших количествах поставляются на рынок, поэтому их замена (как и вообще ремонт подвески грузовиков) может быть выполнена в короткие сроки и без лишних затрат.
Также амортизаторы для КАМАЗов предлагает украинский производитель ФЛП «ОДУД» (г. Мелитополь) под брендом ОСВ, а также российское НПО «РОСТАР» (г. Набережные Челны) и белорусская компания FENOX (г. Минск). Это значительно расширяет возможности выбора амортизаторов и открывает пути к экономии средств.
Современные модели гидравлических амортизаторов не нуждаются в специальном техническом обслуживании. Необходимо лишь при каждом обслуживании подвески (обычно при ТО-2) осматривать амортизаторы на предмет их целостности, отсутствие деформаций и механических повреждений, утечек масла и т.д. Также необходимо проверять состояние резиновых втулок, которые установлены в проушины амортизаторов — если втулки деформированы или имеют трещины, их следует заменить.
Если амортизатор выработал свой ресурс или имеет серьезные неисправности (утечки масла, деформации корпуса или штока, разрушение креплений и т.д.), то деталь следует заменить. Обычно амортизаторы крепятся всего двумя пальцами (болтами) в верхней и нижней точке, поэтому замена этой детали сводится лишь к выкручиванию этих болтов. Работу удобнее всего выполнять на смотровой яме, так как в этом случае нет необходимости снимать колеса.
При своевременной замене амортизатора подвеска автомобиля будет обеспечивать необходимый комфорт и безопасность автомобиля в любых условиях.
Масляный туман на амортизаторе
При каждом ходе поршень забирает небольшое количество масла для смазывания сальника. На сухом штоке амортизатора можно видеть масляный конденсат (масляный туман).
Это не является доказательством неисправности амортизатора. Незначительное запотевание нормально и даже необходимо для обеспечения герметичности амортизатора.
Амортизатор не является герметичным
Этот вид дефекта является следствием некорректной эксплуатации. Уплотнения штока поршня изнашиваются из-за длительного времени работы, большой нагрузки, песка или грязи.
На амортизаторе присутствуют следы антикоррозийной обработки автомобиля
Нарушает отвод тепла, что в свою очередь стимулирует утечку масла и приводит к уменьшению демпфирующего усилия.
Этот дефект является следствием некорректной эксплуатации (некомпетентности сервисного центра, проводившего антикоррозийную обработку).
Хромовое покрытие на штоке поршня протерто, видны следы обгорания краски, несимметрично деформирован сальник
Происходит при сильном затягивании амортизатора в сборочном положении (при вывешенных колесах) или несоосных точках зажима (деформация кузова).
Это приводит к износу уплотнения и направляющей штока поршня, из-за этого - утечка масла и потеря производительности. Амортизатор затягивать до упора только тогда, когда автомобиль стоит на колесах.
Повреждение штока поршня
Удерживание щипцами штока при монтаже, из-за этого повреждается хромовая поверхность штока поршня. При работе шток поршня разрывает уплотнение, из-за этого происходит утечка масла и потеря производительности.
Этот дефект является следствием некорректной установки амортизатора. При правильном монтаже, необходимо удерживать шток поршня специальным инструментом.
Шарниры с упругими резиновыми элементами изношены и со следами ударов
Возможные причины дефекта либо нормальный износ вследствие длительного использования, либо износ из-за песка (наждачное действие) или износ из-за езды со слишком высоким дорожным просветом для автомобиля, с неверно отрегулированной установкой элемента пневматической подвески для дорожного просвета. Последнее свидетельствует о некорректной установке амортизатора.
Отпечатки резьбы во втулке
Дефект является следствием некорректной установки амортизатора. Момент затяжки при установке был недостаточен, что привело к зазору между втулкой и вершинами профиля резьбы.
Истерты места насадки амортизационной стойки
Причина этому может быть в случае, если момент затяжки при установке был недостаточен, либо использовалось старое резьбовое соединение
Это приводит к тому, что насадка стучит по амортизационной стойке - дефект является следствием некорректной установки амортизатора.
Оторвано резьбовое соединение
Крепежная гайка была затянута слишком большим моментом затяжки, что привело к избыточному натяжению материала.
Дефект является следствием некорректной установки амортизатора.
Надорвана или оторвана проушина шарнира
Концевой ограничитель хода рессоры поврежден или отсутствует, либо неверно отрегулирован дорожный просвет. В этом случае амортизатор выполняет функцию ограничителя, из-за этого он перегружен. Этот дефект является следствием некорректной установки амортизатора.
По вопросам неисправностей амортизаторов вашего автомобиля обращайтеь в наш автосервис, современное оборудование которого позволяет выполнять любые виды ремонта автомобилей и их агрегатов.
Амортизатор играет важнейшую роль в стабилизации кабины и кузова автомобиля при движении в поворотах и по неровностям дороги. Особенно важно своевременно устранять перекосы и раскачивания кузова машины при перевозке габаритных грузов, хрупких или ценных товаров.
Компания «ПААЗ» является ведущим производителем в России и специализируется на изготовлении амортизаторов на все виды грузового автотранспорта. Особенности амортизаторов применимых к а/м КамАЗ
Все амортизаторы применимые к а/м КамАЗ выпускаются с усиленным металлическим корпусом. Несколько типов самых востребованных амортизаторов:
Амортизатор применимый к а/м КамАЗ 4308 – относительно новый и пока не слишком распространенный тип амортизатора. Он отличается средней грузоподъемностью и небольшими рабочими ходами штока. Это обусловлено назначением этой модели – бортовой низкопрофильный грузовик грузоподъемностью до 5,5 тонн.
Амортизатор применимый к а/м КамАЗ 4310 отличается максимальной надежностью, большим числом рабочих циклов и высоким рабочим ходом штока – до 300 мм. Трехосный грузовик повышенной проходимости в основном выпускается для военных целей, чем и обусловлены особенности амортизатора.
Амортизатор применимый к а/м КамАЗ 6520 характеризуется максимальной грузоподъемностью. Данный самосвал один из основных грузовиков для строительства и сельского хозяйства. Он способен перевозить до 20 тонн полезного груза.
Все амортизаторы применимые к а/м КамАЗ унифицированы по креплению, используется крепления типа «проушина-проушина».
Заказать амортизатор или другие запчасти для Камаза можно в интернет магазине https://kamaz-info.ru/