Колесным машинам с обычными шинами сложно передвигаться по слабым грунтам, жидкой грязи, глубокому снегу. Они имеют больше шансов завязнуть, и чтобы выбраться, их придется брать на буксир гусеничной машине, поскольку способность не проваливаться на слабых грунтах благодаря небольшому давлению на грунт (за счет большей, чем у колеса, площади контакта с поверхностью грунта) является одним из преимуществ машин на гусеничном ходу.
За счет большой площади контакта и грунтозацепов гусеницы обеспечивают более высокое тяговое усилие, меньше повреждают почву. По этой же причине они лучше, чем колесные, работают на склонах.
Однако существуют специальные шины низкого давления для езды по снегу или глубокой жидкой грязи, и в определенных условиях они могут быть даже более эффективны, чем гусеницы, – они способны обеспечивать более высокие тяговое усилие и проходимость.
Гусеничные машины более устойчивы по сравнению с колесными, и опрокидывающая нагрузка (а также и номинальная грузоподъемность) у гусеничной машины будет выше, чем у колесной такого же типоразмера. Поэтому в ситуациях, когда важна прежде всего устойчивость машины при работе, гусеницы работают лучше колес, например, при выемке грунта с уровня, который существенно ниже опорной поверхности машины.
Среди преимуществ колесных машин более высокие, чем у гусеничных, скорость движения и ходовые качества, особенно по твердым, ровным поверхностям. Поэтому колесный ход имеют машины, которые во время работы преимущественно ездят по дорогам общего пользования и по ровным поверхностям: автогрейдеры, а также погрузчики и другие машины, выполняющие погрузочно-разгрузочные и транспортировочные работы. Колеса в отличие от гусеничных траков не разрушают твердые дорожные покрытия.
С другой стороны, гусеничные машины могут разворачиваться на месте путем противовращения гусениц, у колесных машин радиус разворота больше.
Кроме того, колесные машины легче гусеничных аналогов, поэтому колесные машины проще перевозить на далекие расстояния.
Гусеничная ходовая намного более сложный механизм, чем колесный ход, и поэтому колесные машины, как правило, дешевле гусеничных при покупке и в эксплуатации: замена и ремонт шин проще и дешевле, нежели гусениц. У гусеничной ходовой объем обслуживания больше, расход топлива у гусеничных машин всегда больше – все эти факторы повышают стоимость владения гусеничной машиной. Если вы хотите купить гусеницы, посмотрите каталог гусениц и запчастей для экскаваторов, мини-экскаваторов, погрузчиков и другой спецтехники
Шины для автогрейдеров, погрузчиков, колесных бульдозеров и экскаваторов должны быть самыми прочными из предлагаемых современной промышленностью, способными работать в самых тяжелых условиях: передвигаться по поверхностям, усыпанным осколками скал, стекла и бетона, жидкой грязи, рыхлому песку, гравию, мусору и при этом обеспечивать высокое тяговое усилие.
По роду деятельности надежное сцепление шин с поверхностью и высокое тяговое усилие особенно важны для бульдозеров, автогрейдеров и погрузчиков, у которых при работе пробуксовка колес должна быть минимальной, чтобы увеличить производительность и экономичность.
Прежде чем выбрать машину на колесном ходу, очень важно точно знать, какие работы она будет выполнять, каковы условия работы на строительном объекте, и правильно подобрать шины – пневматические или литые – для данных конкретных работ и условий, которые обеспечат машине наивысшую производительность, малое время простоев и наибольшую рентабельность эксплуатации.
Из огромного разнообразия типов, видов и конструкций шин можно подобрать подходящие для самых разных задач по рисунку протектора, числу слоев корда и ценовому уровню.
Следующий шаг – выбор рисунка протектора. Шина, которая будет преимущественно использоваться на уплотненном грунте и твердом покрытии, должна иметь рисунок, состоящий из массивных блоков, отношение площади выступов к площади канавок должно быть большим, чтобы уменьшить абразивный износ и повысить устойчивость шины на поверхности.
Независимо от того, для машины какого типа вы подбираете шины, одной из основных задач всегда будет обеспечение минимального времени простоя техники, связанного с обслуживанием шин, а это означает, что шины должны быть устойчивы к проколам и иметь прочные боковины и борта, прочно охватывающие ободья колесного диска.
Во время работы на усыпанных осколками бетона и строительным мусором площадках, где разрушают здания, проколы, разрывы и порезы шин – основные проблемы колесной техники. В конструкцию шин, предназначенных для такой работы, производители добавляют особо надежные усиленные слои корда – в шины с диагональным кордом, и специальные радиальные и боковые брекеры, состав материала протектора подбирается максимально прочным и надежным, способным противостоять проколам, порезам и износу.
На рынке предлагается множество типов резиновых гусеничных лент с направляющими аппаратами разной конструкции. Очень важно подобрать траки правильной конструкции и типа для данной конкретной машины. Некоторые машины могут работать с гусеничными лентами разной ширины.
Существуют резиновые гусеничные ленты со сплошным кольцевым стальным кордом (CSC) и такие, у которых кордовые стальные тросы имеют соединение. Утверждается, что гусеницы с кольцевым кордом прочнее на 40%. Выпускаются резиновые гусеничные ленты с неметаллическим кордом (NMC), которые также используются на компактных гусеничных машинах многих производителей.
Нельзя сказать, какой тип современной ходовой части, колесная или гусеничная, однозначно лучше. В одних условиях лучше будет работать колесный ход, в других – гусеничный. Недаром для некоторых современных мобильных машин предлагаются опции – колесный или гусеничный ход.