При покупке подержанного автомобиля будущему владельцу нужно провести ряд диагностических проверок, для того, чтобы при дальнейшей эксплуатации не столкнуться с необходимостью незапланированного и дорогостоящего ремонта.
При предварительном визуальном осмотре следует обратить внимание на состояние двигателя. На нем не должно быть следов масла, он должен быть чистый и сухой, но не только что вымытый. Не должно быть видимых неисправностей, таких как повреждения крепежных болтов или некачественная отбортовка гибких шлангов - все это свидетельствует о том, что в отношении двигателя проводились ремонтные работы. Если при снятии крышки с горловины отсека для залива масла наблюдается наличие налета, напоминающего по консистенции пасту, можно говорить о ненадлежащем уходе. Причины образования налета могут быть следующими: длительное время не производилась замена масла, в двигатель было залито масло не соответствующее марке автомобиля, двигатель был перегрет. При помощи карманного фонаря производится осмотр деталей клапанного механизма и внутренней части заливной горловины. Если двигатель исправен, то цвет видимых внутренних его элементов должен быть золотистый.
Дальше следует проверить состояние масла и его уровень. Если масло прозрачное, значит, его меняли совсем недавно - следует уточнить причину замены у владельца. Если масло слегка потемнело, то все хорошо, просто скоро нужно будет произвести его замену. Если при осмотре обнаружилось масло с белым налетом или вспененное масло, это свидетельствует о наличии в нем воды, такой автомобиль покупать не нужно. Далее автомобиль нужно завести, на еще холодном двигателе снимается пробка с расширительного бачка, если на поверхности жидкости образуются пузыри, это означает, что пробита прокладка головки блока. Если из горловины для залива масла наблюдается сильный выход газов, то нарушена вентиляция картера или повреждены поршневые кольца. "Плавать" обороты у двигателя не должны.
Далее прогреваем двигатель до температуры 80-85С в несколько этапов. Нужно прослушать звуки, которые издает заведенный двигатель, по возможности рекомендуется пользоваться фонендоскопом. На этом этапе нужно обратить внимание только на звуки, издаваемые двигателем, а не другими элементами автомобиля из-за вибрации. Так как способ крепления двигателя к кузову (раме) на упругих подушках подразумевает некоторую подвижность, его можно покачать. Звуки, напоминающие жужжание или свист говорят о неисправном приводе распределительного вала, поломке водяного насоса или генератора. Если вышеупомянутые звуки переходят в визг, то возможны следующие неисправности: проскальзывает ремень генератора, замерз или заклинил водяной насос, отсутствует смазка в подшипниках генератора, заклинили подшипники генератора. Если снять ремень с генератора, то эти звуки можно исключить.
Вообще диагностировать состояние генератора можно без снятия его с автомобиля. Перед проверкой нужно проверить степень натяжения ремня генератора. Исправность генератора проверяется либо прибором вольтметром, выставляется диапазон до 20 вольт, красный провод прибора подключается на "плюс" генератора, а черный провод бросается на массу. Далее двигатель запускается, и проверяются показатели прибора, напряжение должно быть в диапазоне от 14-12 вольт. Несоответствие напряжения генератора заданному диапазону свидетельствует о неисправности интегрального реле, оно потребует замены. Также можно проверить состояние генератора последовательным подключением его в цепь амперметра, используя, например, лампочку. В этом случае нужно предварительно узнать силу тока генератора, так как для каждой модели автомобиля этот показатель индивидуален.
Звуки, издаваемые двигателем можно условно разделить на четыре категории.
1.Звонкий стук, раздающийся из клапанного механизма, свидетельствует о необходимости регулировки клапанов, также возможен крайний износ клапанного механизма или неисправность одного из его элементов. Если при увеличении оборотов звук внезапно усиливается, то это говорит о следующих возможных неисправностях: увеличены зазоры клапанов, повреждены коромысла или штанги толкателей клапанов, неисправны толкатели или распределительный вал, повреждена пружина клапана или сам клапан.
2. Если из передней части двигателя слышаться металлические шелестящие звуки, которые нарастают при увеличении оборотов, то эти звуки издает цепь. Цепные двигатели встречаются на автомобилях марки "Мазда", "Нисан", "БМВ" и на автомобилях отечественного производства. Возможная причина возникновения звуков слабое натяжение цепи.
3.Звуки низкого или среднего тона с меньшей частотой, чем при неисправности клапанного механизма, раздающиеся из нижней или средней части двигателя свидетельствуют о серьезных неполадках в двигателе: износились шейки коленчатого вала и вкладышей, сильный износ цилиндропоршневой группы.
4.Звонкий металлический звук, раздающийся при разгоне или при увеличении оборотов на стоящем автомобиле, свидетельствуют о процессе детонации. То есть горючая смесь не сгорает, а взрывается в камере сгорания. Причин возникновения такого процесса несколько, главное, что если ездить с такой неисправностью продолжительное время, то это приведет к разрушению двигателя, так как его поршни принимают на себя удары взрывной волны. На начальных этапах такая неисправность устраняется раскоксовкой.
Систему охлаждения нужно проверить на наличие течи, охлаждающая жидкость должна быть в норме, ее уровень в расширительном бачке должен находиться между отметками "мин." и "макс.". Следы ржавчины или масла в расширительном бачке сигнализируют о неисправностях системы охлаждения и двигателя. Шланги нужно осмотреть на наличие трещин, а также проверить их эластичность.
Дальше следует провести диагностику выхлопных газов автомобиля. Если двигатель работает на холостом ходу, то дыма из выхлопной трубы видно быть не должно. При продавливании педали сизый дым должен быть бледный, еле видный. Рекомендуется попросить владельца автомобиля резко нажать на педаль, и поднести руку к выхлопной трубе, если на ладони останется большое количество масляных пятен, то это, по меньшей мере, свидетельствует об износе поршневых колец. Черный дым с запахом бензина свидетельствует о том, что существуют неисправности в топливной системе. Синий дым и запах гари являются показателями попадания масла в камеру сгорания, как следствие, при эксплуатации будет перерасход масла. Если количество дыма резко увеличивается при возрастании оборотов двигателя, то замене подлежат маслоотражательные колпаки клапанов. В том случае, если интенсивность выхода дыма не зависит от оборотов, то есть выделяется дым постоянно и в большом количестве – это симптомы неисправной цилиндропоршневой группы. В дальнейшем, вероятно, что придется производить капитальный ремонт двигателя. Если дым белый и густой – это означает, что в камеру сгорания просачивается вода или охлаждающая жидкость. В дождливую погоду или в мороз диагностировать неполадки двигателя по цвету дыма не рекомендуется, так как при непрогретом двигателе и холодном глушителе за счет сгущения влаги выделяется большое количество пара. Диагностика по выхлопным газам выполняется только при прогретом двигателе. Компрессия также проверяется на прогретом двигателе, для этого нужно извлечь свечи. Нужное значение уточняется в инструкции по эксплуатации автомобиля, для бензиновых двигателей она соответствует примерно 10 МПа, а для дизельных - 20 МПа. Разница в значениях между компрессиями цилиндров должна быть не более 1 МПа. Важно помнить, что покупая автомобиль с серьезными неисправностями двигателя, нужно быть готовым к тому, что очень скоро потребуется купить и новый двигатель. Особенно это актуально для владельцев автомобилей с дизельным двигателем, который отличается конструкцией высокой сложности.
Подвеска, тормозная система и ходовая часть автомобиля.
Для первичной диагностики элементов подвески необязательно загонять автомобиль на специальный стенд, проверку состояния деталей можно провести самостоятельно. Основные механизмы и узлы по большей части сосредоточены в передней подвеске автомобиля, поэтому она заслуживает пристального внимания. В первую очередь нужно осмотреть детали, которые наиболее часто выходят из строя в процессе эксплуатации.
Перед проведением осмотра нужно оценить состояние пыльников на предмет целостности, их износ не заметить невозможно. При движении автомобиля амортизаторы не должны издавать никаких звуков вообще, при преодолении и неровностей колебания кузова должны гаситься почти сразу же. Можно также проверить состояние амортизаторов на стоячем автомобиле, для этого достаточно надавить на крыло машины, кузов автомобиля должен подняться, затем опуститься и вернуться в исходное положение. Если количество колебаний больше, чем описано выше, то амортизаторы неисправны. Стойки осматриваются на наличие подтеков, их быть не должно, если стойки "заплакали", то требуется их замена. Также диагностируется целостность резиновых отбойников и пыльников амортизаторов. В дальнейшем можно проверить автомобиль на вибростенде. Состояние пружин автомобиля можно определить по положению кузова, если он находиться низко, то возможен износ пружин или сделать нужный развал-схождение автомобилю невозможно.
Следующим этапом диагностики является осмотр состояния шаровых опор, сайлентблоков с нижними рычагами и верхних опор с подшипниками. Если неисправна рулевая рейка, то появляется люфт и стук. Не должно быть люфта у рулевых тяг и наконечников. Проверка осуществляется следующим способом: колесо поворачивают, одновременно с этим рукой производится контроль тяг. У рулевого кардана существуют две неисправности: люфт и поворот с усилием. Подшипник ступицы проверяется путем раскрутки колеса на подвешенном автомобиле, можно также подвигать колесо к себе и от себя, взявшись за его верхнюю точку, подшипник в обоих случаях не должен издавать гудящий звук. При повороте руля не должно быть хруста или треска, такие звуки свидетельствуют о неисправном шарнире равных угловых скоростей (ШРУС). Стоящий на земле автомобиль нужно покачать, взяв за крышу, во время процесса детали поочередно проверяются пальцами на наличие люфта в стойках и втулках стабилизаторов, если раздался характерный щелчок, то люфт имеется. Наличие люфта в рулевых наконечниках устанавливается при равномерном покачивании руля влево-вправо. Состояние шаровых опор оценивается на подвешенном автомобиле при помощи монтировки, которую просовывают под колесо. Посредством монтировки колесо покачивают вверх-вниз, если люфт присутствует, то он нащупывается. Чехлы рулевого управления, шарниров подвески и шарниров полуосей (у автомобилей с передним приводом) должны быть герметичны. На дисках не должно повреждений, если шины автомобиля неравномерно изнашиваются, то возможны нарушения геометрии кузова транспортного средства или подвески.