Россия – страна расстояний и дорог. И в большинстве своем российские автотрассы, особенно в регионах чаще всего в неудовлетворительном состоянии. Причин плачевного состояния дорог существует несколько: недостаточное финансирование дорожной отрасли, сложные климатические условия - негативно влияют на дорожное покрытие, как высокие температуры, так и низкие, протяженность дорог также играет немаловажную роль. Следствием эксплуатации транспортного средства по некачественному дорожному покрытию является износ узлов и агрегатов автомобиля.
В первую очередь из-за плохого состояния дорог выходят из строя элементы подвески автомобиля. Ходовую часть автомобиля составляют упругие элементы (резиновые элементы, пружины, сайлентблоки), связи (шаровые, тяги, наконечники, стабилизаторы) и гасители колебаний (амортизаторы). Кроме плохих дорог к преждевременному износу амортизаторов может привести банальное желание автолюбителя сделать свой автомобиль красивее. Низкопрофильная резина и нестандартное литье негативно сказываются на состоянии подвески в целом. Причина в том, что чем выше покрышка (расстояние между дорожным покрытием и осью диска), тем легче для автомобиля станет преодоление неровностей дороги. А между тем, неисправные амортизаторы не только влияют на управляемость автомобиля на дороге, но и при несвоевременном ремонте "потянут" за собой замену других элементов подвески, в частности шаровых опор. В плане поведения автомобиля на дороге, при требующих замены амортизаторах, наблюдаются следующие явления: склонность автомобиля к заносу, увеличение тормозного пути (особенно ярко проявляется на автомобилях с АБС), плохой контакт автомобиля с дорогой.
Дефицита амортизаторов на рынке запчастей нет, покупатель скорее встанет перед проблемой выбора, по причине того, что данный товар предлагают много компаний. Кроме того, существуют конструктивные различия между видами амортизаторов. Чаще всего автолюбители устанавливают штатные амортизаторы, из-за того, что не обладают полной информацией о том результате, который могут обеспечить разные виды амортизаторов. Совет установить "штатные" амортизаторы очень часто исходит и от консультантов в магазине автозапчастей, так же как и совет по приобретению дорогостоящих амортизаторов, которые на самом деле логично было бы установить на автомобили определенных моделей и определенного назначения, например, на спортивные машины, где их использование будет оправдано. При выборе амортизаторов лучше ориентироваться на конструктивные особенности и иметь представление о том, какой эффект от использования того или иного типа амортизаторов владелец автомобиля желает получить.
Основным назначением амортизатора является гашение вертикальных колебаний и поглощение действующих на корпус ударов и толчков, за счет преобразования механической энергии в тепловую. По архитектуре амортизаторы делятся на однотрубные и двухтрубные. Двухтрубные амортизаторы состоят из двух труб (отсюда и название), расположенных одна в другой. Внешняя труба служит корпусом, а внутренняя труба заполняется жидкостью, в которой ходит поршень с клапанами. Между трубами залита жидкость, которая охлаждает трущие поверхности и предотвращает утечку масла. Кроме рабочей жидкости, межтрубное пространство заполнено воздухом, для того, чтобы компенсировать изменение объема во время входа-выхода штока, а также при температурном расширении рабочей жидкости. Этот тип конструкции отличается простотой и широким спектром применения на различных классах транспортных средств. Двухтрубные амортизаторы несложны в ремонте и надежны, в конструкции нет выступающих деталей, что позволяет устанавливать такой тип амортизаторов вовнутрь пружины подвески. Негативной стороной такой конструкции является способ установки амортизатора штоком вверх. Такое расположение детали – вниз корпусом увеличивает неподрессоренные массы и ухудшает работу подвески. Двухтрубные амортизаторы не рекомендуются к установке на спортивные автомобили и кроссоверы, так как при экстремальных условиях эксплуатации жидкость сильно нагревается, может вспениться, или смешаться с компенсирующим газом, что в итоге ухудшит амортизацию. Соответственно, ухудшается управляемость автомобиля, его сцепление с дорогой, что может привести к ДТП. Такой тип амортизатора подходит для спокойной езды в городских условиях по относительно ровным дорогам, а для агрессивной езды данная конструкция - не рекомендуется.
Конструкция однотрубного амортизатора предполагает трубу, которая заполняется рабочей жидкостью, а в ней "ходит" поршень с клапанами. На дно цилиндра помещают газ для компенсации объема жидкости, газ отделен от рабочей жидкости плавающей перегородкой-поршнем. Достоинствами такой конструкции является универсальность установки амортизаторов, могут устанавливаться под наклоном, штоком вниз, благодаря чему нагрузка на подвеску снижается. Давление газа выше атмосферного давления, благодаря этому момент вспенивания жидкости отдаляется. Непосредственный контакт с воздухом обеспечивает лучшее охлаждение жидкости, большой диаметр поршня и цилиндра способствует увеличению теплоемкости системы. Недостатками является меньший ход по сравнению с двухтрубным амортизатором, а выталкивающая сила при высоком давлении приводит к преждевременному износу пружин подвески. Конструктивно в таком типе амортизаторов компенсирующая камера является отдельным элементом – это может вызвать сложности при размещении амортизатора в подвеске. При возникновении вмятин на внешней стенке цилиндра может заклинить поршень, вся конструкция выйдет из строя, для двухтрубного амортизатора повреждения такого характера не окажут существенного влияния на работу конструкции. Цена однотрубного амортизатора выше, чем у двухтрубного по причине более сложного процесса производства.
Также амортизаторы делятся по типу наполнения на три типа: газо-масляные, масляные и газовые. Иногда газовые и газо-масляные амортизаторы объединяются в один тип.
Наиболее комфортными и мягкими считаются масляные амортизаторы, к тому же они самые распространенные. Подходят для установки на семейных автомобилях и машинах, эксплуатируемых каждый день в городском цикле. Не подходят для экстремальной езды и плохого дорожного покрытия, по причине большой вероятности вскипания масла.
Газо-масляные амортизаторы содержат азотный газ, благодаря этому возможность вскипания масла исключается. В отличие от масляных, такие амортизаторы подходят для загородных дорог. Этот тип амортизаторов менее мягкий, чем масляные амортизаторы, стоимость такой конструкции на 20-30% выше, чем у предыдущего типа, а срок службы больше.
Для обладателей спортивных автомобилей и любителей агрессивного типа вождения подходят газовые амортизаторы, за счет их высокой жесткости автомобиль сохраняет устойчивость на любом дорожном покрытии. Но особого комфорта такие амортизаторы не обеспечивают, это связано с увеличенными нагрузками на шаровые опоры и ступицы.
Недорогие амортизаторы рекомендуется приобретать тем, кто эксплуатирует автомобиль не постоянно, а время от времени, проезжая в год не более 7 тыс. км, в этом случае срок службы амортизаторов будет равен примерно 5 годам.
Для ежедневных поездок лучше приобретать более дорогие амортизаторы, лучше выбрать те, которые используются в производстве японских автомобилей, они отличаются надежностью и высоким качеством.