В нашем непростом климате ухаживать за своей машиной особенно сложно. То грязь, то снег, то нестерпимая жара. Не успел переобуть машину в летнюю, а уже нужно надевать зимнюю резину. Или из-за холода не смог завести двигатель. А уж как тяжело выбрать подходящее нашей погоде масло, знает любой автомобилист со стажем. Ведь не каждая жидкость подойдет и на плюс двадцать и на минус двадцать пять. Однако, похоже, есть выход. Решать эту непростую задачу по заверениям производителей должны масла категории 0W-40.
Как утверждают специалисты, эффективность масла в экстремально низких температурах напрямую зависит от первой цифры в его обозначении. Чем она ниже, тем масло лучше. Но тут же возникает другой вопрос. А что делать летом? Снова менять масло, срок работы которого более 15 тысяч километров? Конечно, это нецелесообразно. С другой стороны, как поведет себя мотор в паре с морозоустойчивым маслом? Так ли оно эффективно при теплой погоде? Ответы на эти вопросы, безусловно, интересны любому водителю.
В качестве опытных образцов были взяты: Mobil 1 New Life (цена – 1700 р.за 4-литровую канистру), Motul 8100 X-max (2500 р. – 5 л), Castrol EDGE (1750 р. – 4 л) и Liqui Moly Synthoil Energy (2700 р. – 5 л). Все масла дорогие, известные и должно быть качественные.
Какие параметры были проверены?
Нужно было протестировать эффективность масел и при минусовой и при плюсовой температуре. И если с "минусом" все понятно, то для имитации летней температуры двигатель машины пришлось немного модернизировать, а именно врезать форсунки в масляную магистраль. После этого температура масла увеличилась на 15-20 градусов.
Кроме того, при любой экстремальной погоде стремительно повышается уровень отложений: в холод – низкотемпературный шлам в масляных каналах, а в жару – различные загрязнения камеры сгорания, в том числе лаки, которые могут привести к зависанию клапанов. Поэтому также был проверен уровень отложений.
"Зимние" итоги
Как и предполагалось, все масла показали достаточно хорошие низкотемпературные свойства. Однако эксперимент выявил одну необычную особенность – два главных параметра, учитываемые при пуске двигателя в холодных условиях, условная температура проворачиваемости коленвала и температура застывания у двух марок масел оказались абсолютно противоположны. Так, самая большая (по модулю) температура застывания оказалась у Castrol EDGE – минус 52 градуса. Но в то же время это масло стало лидером антирейтинга по температуре проворачиваемости – аж минус 25 градусов. А вот у Liqui Moly ситуация строго обратная: по первому показателю эта жидкость аутсайдер, а по второму безоговорочный лидер. Наиболее сбалансированными с этой точки зрения маслами оказались Mobil 1 и Motul 8100. Их температура замерзания находится на отметке в минус 48 градусов, а температура проворачиваемости – минус 29. Кроме того, эти жидкости отличились и своими показателями вязкости – 190. Это оптимальные характеристики для большинства территорий нашей страны, даже для северных широт. Кстати, Motul 8100 еще и показало лучшие результаты по количеству отложений.
"Летние" итоги
Все масла подтвердили свое высокое качество. Однако чуть лучше были жидкости с самым высоким индексом вязкости: Mobil 1 и Motul 8100. Последнее масло наряду с Castrol EDGE также показало наименьший уровень высокотемпературных отложений.
Индивидуальные результаты
Ниже показано некое итоговое резюме для каждого масла в отдельности.
1. Motul 8100 X-max
Масло, показавшее самые сбалансированные результаты во всех тестах. Имеет максимальный индекс вязкости, а также отличные энергосберегающие, защитные и низкотемпературные свойства. Благодаря хорошим качественным характеристикам самого масла, а также входящим в его состав присадок, способствует образованию незначительного количества высоко- и низкотемпературных отложений.
Достоинства: отличные энергосберегающие, моющие и защитные свойства.
Недостатки: сравнительно высокая цена.
2. Mobil 1 New Life
Качественное масло по демократичной цене. Единственный из представленных продуктов, имеющий категорию качества SN/SM. При испытаниях масло показало эффективные защитные свойства, а также легко справилось с пуском двигателя при низкой температуре. Одно не порадовало – поршни мотора оказались грязноваты.
Достоинства: хорошее качество при умеренной цене.
Недостатки: невысокие моющие свойства.
3. Castrol EDGE
Известный производитель полностью оправдал ожидания. Во-первых, это масло рекордсмен по температуре застывания. Во-вторых, поршни после использования Castrol EDGE остались практически идеально чистыми. Ну, а в-третьих, это чрезвычайно привлекательная цена, учитывая бренд, качество и эффективность работы.
Достоинства: превосходные защитные и моющие свойства. При этом температура застывания самая низкая.
Недостатки: немного подкачали характеристики энергосбережения.
4. Liqui Moly Synthoil Energy
Масло показало себя соответственно своей цене: энергосберегающие характеристики на уровне, температура проворачиваемости самая низкая из всех. Правда, защитные свойства не так хороши, как хотелось бы. Возможно из-за низкой высокотемпературной вязкости.
Достоинства: отличный пуск при низкой температуре и самой большой ресурс.
Недостатки: высокая цена и несоответствующие ей защитные свойства.