После окончания кризиса на российском автомобильном рынке снова начался ожидаемый подъем, первенство уверенно держат автомобили иностранного производства, а соответственно увеличился покупательский спрос на запчасти. Согласно статистике процент покупки новых запчастей намного ниже, чем поддержанных, примерное соотношение 1:4. Структуру российского рынка автозапчастей целиком определяют потребности покупателей.
Ассортимент представленных на рынке автозапчастей можно разделить на две основные группы – это оригинальные и контрактные детали. После окончания действия срока гарантии дилера владелец автомобиля может выбрать несколько вариантов для дальнейшей эксплуатации транспортного средства. Можно продолжить обслуживание у официального дилера - в этом случае потребуются немалые финансовые затраты, другой вариант предполагает ремонт и обслуживание в частных мастерских. При этом нельзя говорить о том, что квалификация мастеров частных автосервисов ниже, чем у специалистов, работающих у официального дилера, а зачастую она в разы выше. Автовладельцу нужно подобрать мастерскую, где будет наиболее оптимальное соотношение качества ремонта и его стоимости. Единственное, что нужно учитывать, это невозможность ликвидации в частных автомастерских неисправностей программного обеспечения. Например, перепрошивать блок управления все равно придется у официального дилера, так как при проведении таких операций требуется использование фирменного оборудования сервиса.
Обслуживание у официального дилера всегда будет дороже, чем у неофициального, так как ремонт и обслуживание проводится с использованием только оригинальных, новых автозапчастей, на упаковке которых в обязательном порядке изображен логотип производителя. В этом случае, автовладелец переплачивает за бренд. Те же самые запчасти, изготовленные теми же фирмами, только без нанесенного на упаковку логотипа официального дилера будут стоить дешевле, ввиду того, что наценка за оригинальность на них не осуществляется. Комплектующие для изготовления запчастей компании-производителю автомобилей могут поставлять сразу несколько различных фирм. Такое распределение приоритетов является логистически обоснованным, так как помогает избежать срыва поставок по причине непредвиденных обстоятельств.
При наличии единственного поставщика спрогнозировать ситуацию сложнее, а при наличии двух и более поставщиков, можно форсировать положение. После того, как в Японии произошло цунами, многие сборочные заводы столкнулись с дефицитом комплектующих и в этой ситуации на первый план вышли альтернативные поставщики, продукция которых встала в один ряд с оригинальными японскими запчастями. Вышеприведенный пример, это только один из возможных вариантов развития событий среди множества вероятностей. Продукция всех альтернативных поставщиков полностью соответствует требованиям и стандартам, прописанным официальным производителем той или иной автомобильной марки. Для автовладельца важно знать, какие именно запчасти используется для ремонта автомобиля работниками частного автосервиса.
Но кроме зарекомендовавших себя поставщиков запчастей есть компании, уровень качества которых во многом уступает лидерам рынка. Это связано с тем, что при производстве запчастей высокого качества применяются последние технологические разработки в области автомобилестроения и современные материалы. Менее качественные запчасти производятся с применением технологий устаревших, которые были заимствованы у ведущих производителей в процессе модернизации производственных процессов.
Так, например, среди производителей шин есть марки, которые занимают лидирующие позиции в продажах, а есть бренды, занимающие в рейтинге потребительского спроса второе и последующие места. Продукция одной компании может существенно различаться по стоимости ввиду того, что один товар производится с использованием новейших разработок, а другой – предполагает производственный процесс актуальный год-два назад. Свойства и качество у обоих видов продукции отвечают всем необходимым требованиям и нормам То же самое можно сказать по поводу всех производимых запчастей. Для примера, срок службы рулевых наконечников производства одной и той же фирмы может отличаться - ресурс одних может составлять восемьдесят тысяч километров, а у других появляется люфт при пробеге в пятьдесят тысяч. Причина кроется в различии применяемых при производстве материалов и технологий. Для того, чтобы выбрать среди огромного разнообразия поставщиков запчастей автовладельцу нужно обратиться за консультацией к профессиональным специалистам. Желательно, чтобы человек, дающий рекомендации не был лицом заинтересованным. Так как очень многие автомастерские напрямую сотрудничают с компаниями, выпускающими запчасти, и будут рекомендовать своего партнера. К выбору запчастей нужно подходить внимательно, еще и по следующим причинам: существуют компании, которые только продают запчасти под своим логотипом, а их изготовлением занимаются другие предприятия, поэтому качество детали будет зависеть от того, где и как она произведена. Кроме того, при оптимизации расходов компания может поменять изготовителя запчастей. По этой причине качество изделий одного и того же бренда может существенно различаться в разные периоды времени.