При подготовке транспортного средства к эксплуатации в зимнее время года в первый раз водитель транспортного средства неизменно сталкивается с дилеммой: "переобувать" ли машину в зимнюю резину или продолжать передвигаться на летней. Особенной актуальностью этот вопрос пользуется у автовладельцев, живущих в холодных климатических условиях, где зимний сезон длиться около девяти месяцев. В странах Центральной Европы и на островах Японии использовании шин с шипами запрещено законодательно. В нашей стране каждый автолюбитель решает сам, стоит ли приобретать шипованную резину. Как правило, решение принимается исходя из места проживания владельца автомобиля, субъективных факторов (манера езды, способность реагировать на нестандартные ситуации на дороге и другие). Кроме того, существуют различные мифы, относительно использования зимней резины, которые выдаются за реальность. Об этом также нужно помнить, принимая решение о необходимости покупки и установки шипованных шин.
Шины с шипами стали использовать в начале двадцатого века, первые образцы зимней резины изготавливались кустарным способом, посредством болтов, которыми шины протыкались насквозь. Снаружи эти болты фиксировались при помощи гаек. Пионерами использования шипованных шин стали скандинавские страны из-за свойственного этой территории холодного и снежного зимнего сезона. Там же в пятидесятых годах стали изготавливать зимние покрышки современной конструкции. Использование шипованных шин в зимнее время имело ряд неоспоримых преимуществ, поэтому удачный опыт скандинавов переняли жители Центральной Европы. Со своей стороны работники дорожной отрасли выражали негативное отношение к применению шипов на шинах, поскольку установленные в шинах болты интенсивно разрушали дорожное покрытие.
В 1975 году в Федеративной республике Германии вышел запрет на использование шин с шипами, а впоследствии и в других странах Европы эксплуатация зимних шипованных покрышек была запрещена. Запрет не коснулся только скандинавских стран (Финляндии, Норвегии, Дании и Швеции) - мест зарождения традиции использования шипованных шин. Эксплуатация автомобиля на зимней шипованной резине разрешена в этих странах до сих пор, но существуют четкие ограничения по массе и количеству шипов, их размеру и сезонности использования.
На территории Российской Федерации никаких ограничений касательно использования шипованных шин нет, поэтому нередко автолюбители с наступлением теплого сезона не "переобувают" автомобиль, а продолжают летом ездить на зимней шипованной резине. Делать этого нельзя по причине того, что при использовании шипованной резине в теплое время на числом асфальтовом покрытии, существенно снижается управляемость автомобиля и есть риск попадания в ДТП.
Современная зимняя резина в обязательном порядке проходит ряд тестов на качество сцепления с обледенелой дорогой. В зимнее время шипованная резина обладает лучшим сцеплением с поверхностью, чем нешипованная. В зависимости от стоимости и марки шин шипы могут устанавливаться в 10, 12 и 14 рядов, благодаря этому к тормозной силе автомобиля добавляется порядка 80 кгс дополнительной мощности торможения. При движении по льду тормозной путь автомобиля на зимней резине короче на 20%, чем у автомобиля даже на качественной летней резине. Улучшение динамики разгона также увеличивается на 20%. Устанавливать на автомобиль зимние шипованные шины рекомендуется жителям Северных регионов и Средней полосы. Однако у шипованной резины есть недостатки. При сильном износе шипов, когда их выступ над протектором меньше одного миллиметра основные преимущества использования шипованной резины утрачиваются.
При сильном выступе шипов на стандартной резине (у спортивной зимней резины свои особенности) в процессе эксплуатации шипы быстро вылетают. Лучше всего, если шипы на покрышку будут установлены на заводе. Пять лет назад качественную зимнюю резину с оптимальной ошиповкой можно было приобрести только под брендом Nokian Tyres, но конкуренция на рынке всегда предполагает улучшение качества продукции. В настоящее время шипованные шины, соответствующие заводским стандартам качества предлагают компании Continental (контроль соблюдения стандартов ошиповки актуален и для марки Gislaved) и Michelin. В процессе развития рынка, руководство этих компаний пришло к выводу, что некачественная ошиповка их продукции посредством небольших фирм не способствует лояльности со стороны потребителя. Поэтому все больше компаний, реализующих свою продукцию на российском рынке, практикуют строгий контроль качества ошиповки, соответствующий заводским стандартам.
Одним из лидеров среди производителей зимней резины является ContiIce Contact, благодаря используемой технологии в процессе изготовления шипованных шин. При установке многогранных шипов на покрышки, их не просто вставляют в отверстия, а дополнительно фиксируют клеем. Для того, чтобы извлечь зафиксированные таким образом шипы из протектора, нужно приложить в четыре раза больше усилий, нежели при извлечении шипов, закрепленных обычным способом. При изготовлении продукции под брендом Nokian технология дополнительной фиксации клеем не используется, однако их продукция отличается высочайшим качеством, начиная с четвертого поколения зимней резины и заканчивая седьмым, существующим на сегодняшний день. Процент вылетания шипов у Hakkapeliitta минимален.
При эксплуатации автомобиля на зимней резине большую роль играет температура. Если столбик термометра опускается ниже двадцати градусов Цельсия, то шипы начинают просто скользить по льду, а не цепляться за него. Лед при таком температурном пороге становиться твердым как камень, поэтому основным фактором, который является решающем при торможении становиться резина протектора. При сохранении резиной своей эластичности, автомобиль будет совершать торможение, если же нет, то машина будет катиться по льду, как на коньках, несмотря на торможение "в пол".
Поэтому, при наступлении морозов предпочтительнее использование нешипованной резины, поскольку она изготавливается из более эластичной резины. Однако это должны быть нешипованные шины, сделанные для скандинавских стран, то есть резина северного типа. Их основное отличие от зимних шин других типов в следующих особенностях: угловатая плечевая зона и большое количество прорезей-ламелей. Кроме того, северный тип нешипованной резины имеет маркировку индекса скорости Q (до 160 км/ч), R (до 170 км/ч) и Н (до 190 км/ч), нешипованная резина, изготовленная для стран Центральной Европы, маркируется следующим образом - Н, V (до 210 км/ч) и W (до 240 км/ч).
Потребность в использовании нешипованных шин северного типа возникла у жителей Германии, по причине частых снегопадов зимой на территории страны и понижения температуры ниже нуля. Использование шипованной резины в этом случае необоснованно, по причине невозможности развить высокую скорость при движении по автобану. В итоге появился особый тип шин ("полузимние"), который позволяет передвигаться и по асфальту с высокой скоростью, и чувствовать себя уверенно на зимней дороге. В России такие шины также нашли своего потребителя, в основном это владельцы автомобилей, обладающих большой мощностью и живущие в мегаполисах. В больших городах в условиях интенсивного движения дорожное покрытие свободно от снега и льда.
Исходя из вышеописанных особенностей зимней резины, шипованные шины больше всего рекомендованы к использованию в зимнее время года жителям загородных поселков и небольших городов, то есть для тех, кто постоянно передвигается по снегу и льду, часто ездит по занесенным загородным трассам.
Для жителей территории Центральной Сибири и Крайнего Севера, где средняя температура зимой соответствует 30-40 °C, рекомендована к эксплуатации как шипованная резина, так и нешипованная, главным фактором здесь является состав резины, он должен быть устойчив к морозу. Среди большого количества производителей и брендов можно выделить те фирмы, продукция которых отличается высоким качеством, надежностью и подходит для эксплуатации при низких температурах и обильных снегопадах. Это шипованная резина таких брендов: Continental ContiIce Contact, Gislaved Nord Frost 5, Nokian Hakkapeliitta 5 или 7 и нешипованные шины Nokian Hakkapeliitta R, Michelin X-Ice 2 , Continental ContiVikingContact 5, Goodyear Ultra Grip Ice+.
Для владельцев внедорожников можно приобретать резину вышеперечисленных производителей, только дополнительно промаркированную индексами 4x4 или SUV. При движении по дорогам крупных городов Средней полосы России, водители сталкиваются со следующей дилеммой: с одной стороны, на основных дорогах снега нет, он не успевает образовываться из-за интенсивности движения, с другой стороны, на нечищеных парковках рядом с домом и различными торговыми центрами, наоборот, образуются большие сугробы, которые водителю надо преодолеть. А в-третьих, во дворах домов из-за малой частоты движения автомобилей образуются колеи, при попадании в которые машину начинает кидать по сторонам. Рекомендации по выбору резины для жителей мегаполисов основываются на длительности водительского стажа автолюбителя и его водительском мастерстве. Для начинающего автовладельца предпочтительнее выбрать шипованную резину, в этом случае вероятность возникновения ДТП меньше, чем на нешипованной резине. Можно также остановить свой выбор на нешипованной резине северного (скандинавского) типа.
При движении по асфальту основным решающем фактором является жесткость протектора шины, и состав резиновой смеси, из которой она произведена. При изготовлении покрышек с шипами используется более твердая резина для того, чтобы обеспечить лучшую фиксацию шипов. Шипованные покрышки таких брендов, как Pirelli, Goodyear, Nokian, Michelin на асфальте чаще предпочтительнее, чем мягкая нешипованная резина при выполнении экстремальных маневров и резком торможении. Но при использовании шипованной резины на асфальте есть один нюанс – это степень ощущения комфорта при эксплуатации автомобиля.
При движении на высоких скоростях на шипованной резине по асфальту возникает неприятный воющий звук, который нарастает пропорционально увеличению скорости. Поэтому, если водитель имеет большой опыт вождения и может сориентироваться в экстренной дорожной ситуации, то лучше купить резину без шипов. На основании многих тестов, проводимых компаниями производителями и информации, доступной потребителю, можно выбрать резину, которая будет соответствовать предпочтения автовладельца.
Безопасное движение по льду обеспечат владельцам транспортного средства Nokian Hakkapeliitta R и Michelin X-Ice 2. Среди производителей зимней резины из Кореи можно выделить Hankook и Kumho, их продукция обладает хорошим сцеплением на асфальте, но на скользкой дороге шины этих производителей ведут себя очень посредственно.
Продукция японских производителей в классе шипованной резины конкурировать с европейскими брендами пока не может. Основным привлекательным фактором у японской зимней резины является ее низкая стоимость. Качество нешипованной резины у производителей из Японии выше, особенно при эксплуатации при температурах, приближенных к нулю и на обледенелой дороге. При изготовлении шин, японцы уделяют большое внимание выталкиванию влаги из пятна контакта покрышки со льдом, поэтому делают пористую резину, впитывающую воду на манер губки.
Из-за впитывающих свойств такие шины в просторечье назвали "липучками", хотя эффекта прилипания при эксплуатации таких шин нет. При температуре ниже 15°C воды в пятне контакта резины со льдом нет, поэтому использование японских шин при низких температурах не так эффективно, как европейских. На европейских шинах за счет мелких прорезей, которыми рассечен протектор, происходит механическое сцепление покрышки с дорожным покрытием. При движении по рыхлому снегу функции шипов нивелируется, основная роль принадлежит рисунку протектора шины.