Для качественного проведения ремонтных работ должны быть соответствующие инструменты. Чтобы отрегулировать клапанные механизмы, понадобятся следующие инструменты:
Щуп для определения зазора для классических автомобилей ВАЗ должен быть толщиной 0,15 мм.
Ещё для регулировки теплового зазора клапанов может применяться специальная рейка в паре с индикатором. Этот набор помогает добиться большей точности, нежели при использовании щупа или шайб.
Набор с рейкой и индикатором для регулировки тепловых зазоров клапанов
Порядок работ следующий:
После запуска двигателя, он сам и все его детали, начинают значительно нагреваться и автоматически расширяться. Также стоит принимать во внимание естественный износ соприкасающихся между собой элементов. Всё это является основанием для обеспечения строго установленных зазоров между определёнными деталями. Отклонения от нормы в состоянии привести к определенным проблемам. Перечень их зависит от того, в какую сторону изменились зазоры – в большую или меньшую.
Если зазор будет больше нужного размера, водитель начнёт слышать характерное цоканье мотора, постепенно уходящее вместе с прогревом автомобиля. При увеличенном зазоре кулак распредвала не продавливает рокер клапанного стержня, а начинает просто стучать по нему.
Подобная долговременная ударная нагрузка приводит к таким неприятным последствиям, как:
Одновременно с этим уменьшается мощность двигателя, по причине серьёзного нарушения газораспределительных процессов.
При очень маленьком зазоре автомобильный двигатель не сможет полностью реализовать свои функциональные возможности. Это автоматически скажется на общих скоростных и динамических характеристиках транспортного средства. Одновременно с этим будет наблюдаться значительный перегрев всех выпускных клапанов с оплавлением их краёв. Среди основных последствий сниженного размера зазора можно отметить следующие факторы, основанные на потере герметичности камеры сгорания:
На основании всего сказанного выше можно сделать вывод, что регулировку зазоров нужно производить в обязательном порядке. Процесс должен быть осуществлен при наличии таких признаков, как:
Двигатели современных авто устроены таким образом, что тепловые зазоры нужно регулировать вручную. Для кого-то это может показаться простым, кто-то считает данный процесс серьёзным и ответственным. Здесь всё зависит от опыта водителя, от наличия определённых навыков и инструментов. Кроме того, нет никакой разницы между дизельными и бензиновыми двигателями. Процесс регулировки осуществляется здесь по одинаковой схеме.
Желательно совместить регулировку с заменой масла. Это позволит избежать попадания в двигатель грязи, песка и пыли.
Итак, совместили метку на распределительном валу и с наплывом на его крышке, проверяем совпадение их на колен. валу. Дополнительно можно проконтролировать правильность установки при помощи бегунка трамблера. Его контактный выступ должен быть направлен на вывод провода высокого напряжения 4-го цилиндра.
Если все метки совпали, можно начинать проверку и регулировку.
Порядок регулировки клапанов ВАЗ-2103 приведен в таблице:
Порядок регулировки клапанного механизма ВАЗ «Классика» | |
Угол проворота колен. вала | Регулируемые клапана |
8, 6 | |
180 | 4, 7 |
360 | 1, 3 |
540 | 5, 2 |
Практически все ДВС современных автомобилей имеют правое вращение коленчатого вала – коленвал вращается по часовой стрелке. От к/вала приводится в движение распределительный вал, передается вращение на распредвал через ремень или цепь. Распредвалов в двигателе может быть несколько, сколько их в моторе, зависит от особенностей конструкции силового агрегата.
На каждом распределительном вале (РВ) обязательно имеются кулачки, за счет них обеспечивается открытие и закрытие клапанов, наполнение цилиндров ДВС топливовоздушной (ТВ) смесью. Чтобы в цилиндрах создавалась компрессия, клапана в головке блока должны в момент закрытия герметично прилегать к своим седлам.
Между клапаном и кулачком РВ обязательно должен иметься тепловой зазор, он измеряется, когда клапан полностью закрыт, а кулачок р/вала не нажимает на клапан. Для нормальной работы цилиндров клапана должны быть отрегулированы в соответствии с рекомендациями изготовителя мотора, и у каждой модели ДВС есть определенный порядок регулировки тепловых зазоров клапанов (ПРТЗК).
ПРТЗК зависит:
Например, порядок работы цилиндров для многих российских ДВС:
Но не все 4-цилиндровые ДВС работают в выше обозначенном порядке, например, моторы ЗМЗ-24/402 и УМЗ-414/417/ 451 и некоторые другие их модификации работают в порядке 1243. Восьмицилидровые V-образные моторы немецких концернов Ауди/ Фольксваген, БМВ, Мерседес имеют порядок работы цилиндров 15486372. Следует отметить, что также на легковых авто встречаются, 2-х, 3-х, 5-ти и 12-ти цилиндровые ДВС, соответственно, у них существует свой порядок работы цилиндров. Клапана на движках можно отрегулировать по-разному:
Проверку клапанов необходимо проводить каждые 20-30 т. километров.
Прохождение данного километража не свидетельствует о том, что необходимо обязательно проводить регулировку зазоров клапанов. Немало производителей применяют на транспортных средствах современные системы, которые не требуют выполнения подобной процедуры.
Производить регулировку клапанов необходимо только на холодном двигателе, причем со строгим соблюдением определенной последовательности действий. В противном случае зазоры будут отрегулированы неправильно со всеми вытекающими из этого последствиями.
Процесс регулировки начинается с того, что поршень цилиндра устанавливается в самую верхнюю точку сжатия. Чтобы привести его в такое положение, необходимо провернуть коленчатый вал или же за пусковую рукоятку, или же за винт крепления шкива привода генератора. Следует заметить, что вращение нужно производить только по часовой стрелке. После того, как поршень установлен, необходимо произвести проверку величины зазора. Делается это с помощью специального щупа.
Если выясняется, что зазор или чрезмерно велик, или слишком мал, то необходимо его изменить. Для этого на соответствующем болте или винте необходимо сначала освободить контргайку, а затем установить зазор до требуемого предела. Он определяется толщиной соответствующего щупа. Как только величина зазора установлена, нужно зафиксировать это положение, затянув контргайку. Делать это нужно аккуратно и осторожно, чтобы не сбить настройку. После этого надо обязательно проверить правильность регулировки клапана с помощью щупа: он должен входить в зазор, однако не свободно, а с некоторым усилием. Если так и есть, то это означает, что регулировка конкретного клапана конкретного цилиндра произведена правильно, и нужно проделать всю описанную выше процедуру для всех оставшихся клапанов и цилиндров.
Следует отметить, что регулировка клапанов двигателей внутреннего сгорания — процедура весьма кропотливая, требует аккуратности, не терпит спешки. Предпочтительнее всего не производить ее самостоятельно, а обратиться на станцию технического обслуживания и доверить эту работу профессионалам, имеющим соответствующий опыт и необходимые навыки.
Сначала подготавливаем автомобиль:
Метку выставляют специальным ключом для болта шкива коленвала ДВС. Если нет ключа, можно выставить 4-й поршень в ВМТ вращая одно из задних колес. Поднять одну сторону домкратом, рычаг переключения скоростей поставить на 4-ю передачу, чтобы было легче крутить и медленно крутить колесо. При выставлении меток без ключа, потребуется помощник, который будет смотреть на метки.
Правильный порядок регулировки клапанного механизма ВАЗ «Классика» 2101-2107. | |
Угол проворота коленчатого вала | Регулируемые клапана |
8 и 6 | |
180 | 4 и 7 |
360 | 1 и 3 |
540 | 5 и 2 |
Из таблицы мы видим, что, если 4-й поршень выставить в верхнюю мертвую точку, то измеряем и регулируем 6-й и 8-й клапана.
Если пластинчатый специальный щуп толщиной 0,15 проходит легко или с большим усилием, то надо регулировать.
Когда выставили нужный зазор, приступаем к затяжке. После затяжки надо проверить заново, возможно болт чуток крутнулся и изменил зазор.
Если коленвал ДВС повернется на 180 градусов, то бегунок трамблера повернется на 90 градусов. Значит, можно использовать трамблер и бегунок для выставления 3 поршня в ВМТ, сделав метки маркером на корпусе: отмечаем где сейчас контакт, и отмечаем где он должен быть строго через 90 градусов.
После регулировки клапанов 3-го цилиндра автомобилей Ваз классических моделей, с помощью трамблера выставляем поршень 1-го цилиндра поворотом коленвала еще на 180 градусов, регулируем клапаны 1 и 3, аналогично. Затем, также выставляем поршень 2-го цилиндра в ВМТ и регулируем последние клапана 5 и 2.
Выше был приведён метод регулировки клапанов с помощью щупа. На многих современных автомобилях для этой процедуры применяются специальные регулировочные шайбы. Весь объём работ отлично продемонстрирован на приведённом ниже видео.
Отвечая на вопрос, зачем нужны зазоры двигателя, можно отметить, что для нормальной работы мотора, тепловой зазор имеет достаточно большое значение. За счёт него соблюдается время закрытия и открытия клапанов, а также обеспечивается сохранность оптимального уровня герметичности в закрытом состоянии.
Если зазоры выставлены в соответствии с правилами, после прогрева их параметры снижаются до минимальных показателей. За счет этого обеспечивается регулирование фаз распределения газа и длительный срок эксплуатации деталей.
В процессе эксплуатации авто зазор изменяется в большую или меньшую сторону. В зависимости от подобных отклонений проявляются те или иные неполадки. В основной массе случаев это приводит к уменьшению срока службы клапанов, к снижению уровня мощности двигателя, становится хуже наполняемость цилиндров топливной и воздушной смесью, снижается общая эффективность сгорания и так далее. Именно по этой причине так важно время от времени проводить регулировку зазоров.
Проверять и при необходимости проводить регулировку зазоров требуется каждые 20 — 30 тысяч километров. Опираться нужно на нормативы, прописанные в руководстве по ремонту автомобиля той или иной марки.
Все регулировочные работы проводятся в несколько этапов:
Регулировка зазоров клапанов ВАЗ-2106 выполняется такими инструментами:
По поводу щупа. Проверка и регулировка выполняется щупом с толщиной 0,15 мм. При этом обычный измерительный элемент не подойдет, требуется специальный, с увеличенной шириной.
Отметим, что все модели Жигули «Классика» являются карбюраторными, кроме одной из модификаций 2107, поэтому рассмотрим, какие подготовительные работы нужно сделать перед тем, как будет выполнена регулировка клапанов ВАЗ-2104 (карбюратор).
Зазор в клапанах ДВС также выставляется разный, и он тоже зависит он конкретной модели силового агрегата. Величина теплового зазора (ТЗ) разработчиками рассчитывается, исходя из теплового расширения металла, применяемого в моторе, а материал для изготовления производителями используется разный. Еще нужно сразу отметить, что не всегда заводом рекомендуемые ТЗ строго выполняются ремонтниками, так как на практике выясняется, что другие величины зазоров на практике более подходят для той или иной модели движка, с ними мотор работает в оптимальном режиме.
ТЗ должны быть оптимальными, не больше и не меньше положенного. Если зазор слишком маленький:
Если зазор слишком большой:
В среднем ТЗ клапанов находятся в пределах 0,15-0,45 мм, причем, для выпуска зазоры всегда устанавливаются больше – при малых ТЗ выпускные клапана склонны к прогоранию.
Регулировка клапанов (РК) обычно производится на холодную, но на некоторых моделях автозаводы-изготовители рекомендуют выполнять регулировочные работы на прогретом ДВС.
Более эффективный и действенный способ настройки клапанных механизмов силового агрегата является их регулировка при помощи приспособления, которое представляет собой специальную рейку с закрепленным на ней индикатором. Такая настройка получается гораздо точнее ручной, поскольку при использовании прибора им определяются и учитываются все дефекты на поверхности регулируемых деталей.
Для механической регулировки помимо демонтажа крышки ГБЦ, дополнительно придется снять привод акселератора, защитный щиток на распределителе зажигания, шланг отвода газов из картера, а для карбюраторных авто – «кастрюлю» карбюратора.
Используя специальный ключ, необходимо прокрутить коленвал до совмещения рисок на звездочке распредвала (об этом описано выше). Дабы облегчить этот процесс можно использовать яркий маркер, которым наносить пометки через каждые 90 градусов на звездочку распределительного вала. После чего рейку прибора устанавливаем на проверяемый клапан и фиксируем в неподвижном состоянии.
Надеваем на нее индикатор и ставим ее лапку на край регулируемого клапана. Для корректного выполнения этой процедуры понадобится специальный захват, которым необходимо зажать кулачок и потянуть его наверх (подойдет и простой гаечный ключ). В результате, показания индикатора должны отклоняться на 52 деления. В случае, когда они несколько занижены или завышены, требуется регулировка клапана. А далее все предельно просто:
Как видно, такая регулировка намного точнее и проще. Но не стоит забывать и о том, что высококвалифицированный специалист выполнит ее на высоком уровне и при помощи стандартного набора щупов. В завершении стоит подчеркнуть, что на большинстве комплектов щупов представлена регулировочная схема, которая содержит данные об углах поворотов распределительного и коленчатого валов с указанием номеров цилиндров и клапанов.
Правильно выполненная регулировка клапанов – это гарантия стабильной работы двигателя и его долгого срока службы. При наличии необходимых инструментов и понимании технологии владелец автомобиля вполне может выполнить эту операцию сам. И цель этой статьи – объяснить принцип регулировки, научить основным этапам работы и уберечь от ошибок, которые могут стоить вам нового двигателя.
Клапаны – это одна из частей ГРМ, расположены они в блоке цилиндров и представляют собой стержень с плоской шляпкой-«тарелочкой». Каждый цилиндр автомобиля имеет минимум 2 клапана: впускной и выпускной. Первый отвечает за запуск горючей смеси, выпускной избавляет механизм от отработанных газов. В закрытом состоянии эти элементы прилегают к стальным седлам ГБЦ (головки блока цилиндров).
Сталь, из которого изготавливаются клапана, устойчива к тепловым и механическим нагрузкам. Впускной клапан может разогреваться до 400С, а отработанные газы, воздействующие на выпускной, могут нагреть его аж до 900С! Синхронизация и правильная работа всех клапанов лежит на ГРМ – газораспределительном механизме. Его также называют клапанным. Между торцами и толкающими элементами (кулачками или коромыслами) имеются зазоры для возможности одинаково эффективной работы двигателя в холодном и разогретом состояниях.
Двигатель – система герметичная, поэтому любое отклонение от нормы отражается на его мощности и исправности работы.
Если зазор меньше нормы, то на клапанах начинают оседать остатки смеси, что приводит к их прогоранию. Нарушается газораспределение, от чего может серьезно пострадать двигатель. Удалить создавшийся слой нагара весьма сложно.
Значительная потеря мощности двигателя может говорить о слишком больших зазорах. В результате клапан не открывается полностью.
Контроль этого параметра необходимо проводить при каждом ТО или в среднем каждые 25 000 километров пробега. Своевременный осмотр и регулировка клапанов своими силами поможет избежать ремонта клапанов и потери мощности двигателя. Также это предупредит проблемы с ГРМ, будет поддерживать эффективную скорость сгорания топливной смеси, обеспечит хорошую наполняемость цилиндров.
Догадаться о том, что зазор увеличен, водитель может, прислушавшись к работе двигателя. Если мотор «цокает», пока не прогреется, то нужно проверить клапана. Этот звук издает кулак распредвала, стуча по рокеру клапанного стержня. В норме он должен продавливать его, но нарушения в ГРМ не позволяют ему функционировать в полную силу. Также проблему следует заподозрить, если начал «стрелять» глушитель или «в карбюраторе появляются специфические звуки, напоминающие чихание.
Удары по коромыслу чреваты нежелательными последствиями:
Также будет наблюдаться и потеря мощности.
Такое положение негативно сказывается на эксплуатационных характеристиках автомобиля, прежде всего на скорости и динамичности. Маленький зазор заставляет перегреваться все выпускные клапана вплоть до оплавления их краёв. В результате камера сгорания перестает быть герметичной. И отрицательных моментов в связи с этим больше:
Если говорить об общих признаках, указывающих на необходимость проведения проверки положения клапанов, то они следующие:
В норме клапана обоих типов плотно закрывают гнездо, при этом имеют минимальные зазоры, чтобы избежать жёсткого упора стержня в верхнюю часть устройства. Размер зазора не должен превышать 0,15 мм. Допустимая погрешность – 0,05 мм. Измерения всегда выполняется при холодном двигателе.
Схема регулировки клапанов для бензиновых и дизельных двигателей одинакова. Рекомендуется совмещать эти работы с процедурой замены масла.
Подготовительные этапы предполагают очистку и помывку кузова автомобиля. Также тщательно удалите загрязнения из-под капота. Это предупреждает случайное загрязнение двигателя при снятой крышке ГБЦ. Транспортное средство нужно поместить на максимально ровную поверхность, поставить упоры для колес и задействовать стояночный тормоз. В помещении, где будут проводиться регулировка клапанов, должно быть хорошее освещение. Не забудьте снять головку блока цилиндров перед проведением работ.
Помним, что нижние клапаны (те, что ближе к вам) – выпускные. Зазор в них должен быть в пределах 0,20-0,25 мм.
По сравнению с вышеописанным способом этот является более точным.
Если ваши показатели отличаются от упомянутых, проведите регулировку клапанов с помощью щупа. Если регулировке предшествовало восстановление головки, нужно проследить степень притертости седел клапанов.
Завершая регулировку, выполните сборку агрегата и восстановите соединение всех примыкающих к нему магистралей и проводки. Заведите автомобиль и послушайте работу двигателя на различных режимах.
В некоторых случаях регулировка клапанов не исправит проблему посторонних стуков в двигателе. Чаще всего плачевный результат объясняется следующим:
Отрегулировать клапана тоже не всегда получится. Наличие дефектов кулачков приводит к замене распредвала. Если изношены сухари пружин, выставить идеальные зазоры не выйдет ни одним из вышеописанных методов. Упор коромысла приходится в чашку пружины клапана, а не в сам клапан. Эту проблему можно решив, приобретя и установив новые сухари.
Перед тем как приступить к регулировке, внимательно осмотрите пяточки коромысел. Если они выработаны, то вряд ли получится выставить правильные значения зазоров с помощью щупов. В этом случае применяйте стрелочный индикатор.
Много мифов и легенд сложилось вокруг такой необходимой процедуры как регулировка клапанов на ваз 2109, 2114 и 2108. Сначала карбюраторные потом стали инжекторные, но конструкция газораспределительного механизма не поменялась. До 2011 года выпуска даже тепловые зазоры остались прежними. Лишь с приходом легкой ШПГ зазоры стали чуть больше. Седла стали металлокерамические, а поршня легкие. Периодичность регулировки клапанов осталась прежней в 30000 км пробега.
На новом автомобиле регулировать клапана нужно обязательно в первые 3000 км пробега, далее в 15000 и каждые 30000 км. Если не придерживаться периодичности, клапана могут сгореть, седла в головке просесть. К тому же теряется тяга и увеличивается расход топлива. Тепловые зазоры на вазах 2108, 21083, 2109, 21099, 2110, 21102, 2111, 21114, 2112, 2113, 2114, 2115, 1113, 11113, 2170, 2190, приора, гранта (с двигателем 11183), должны быть такие:
Тепловые зазоры на новых модификациях с 2011 года на ваз 8 клапанные лада гранта, калина 2, приора, с двигателем 21116
Для того чтобы узнать размеры шайб существует формула регулировки:
H = B + (A — C)
H – толщина новой шайбы;
B – толщина шайбы, которую сняли;
A – существующий зазор;
C – номинальный зазор (0,2 или 0,35)
Зазоры проверяем щупом. Желательно их иметь несколько с шагом 0,02 – 0,03 мм.
Правильная регулировка клапанов дает залог продолжительной жизни мотора.
С пробегом металлический стержень клапана имеет тенденцию растягиваться и сужаться. Седла в головке блока цилиндров проседают, поэтому и меняется тепловой зазор. А он физически нужен определённого значения из-за конструктивных особенностей двигателя. Последствия не своевременной регулировки не обратимы. Зажатый клапан в процессе работы восьмиклапанного мотора, теряет герметичность, лавинный поток после воспламенения обжигает его кромки и седло ГБЦ, которое утапливается в тело головки. Ремонт такого вида дорогостоящий и не несет гарантии. Лучше вовремя регулировать, тем более что цена настройки 8ми клапанного мотора в 600 – 800 рублей за 30000 км не такая ощутимая.
При правильно отрегулированных зазорах автомобиль будет ехать свободно, без потери тяги, расходуя меньше топлива. Ни в коем случае нельзя регулировать на горячую. Только охладить двигатель до 30-40 градусов. Иначе можно ошибиться и зажать клапана.
Бывают случаи, что клапана отрегулировали, а стук остался. Причина может быть не зазорах. На холодный мотор могут стучать юбки поршней, стаканчики – толкатели в теле головки. Причин может быть много, поэтому не стоит торопиться с выводами, а тщательно все проверить. Есть специальный прибор — стетоскоп, с помощью которого легко прослушать шумы двигателя.
Порядок регулировки клапанов на всех модификациях 8 клапанного ваза одинаков. Различия есть только у инжекторных автомобилей гранта, калина 2 с грантовским двигателем. У них облегченная поршневая группа и металлокерамические седла. В связи с этим зазоры отличаются в большую сторону на 0,05 мм. Зная порядок и схему регулировки, можно и своими руками настроить клапана. Минус в отсутствии набора и комплекта шайб для регулировки. Каждый раз ездить на рынок за ними накладно, и покупать весь диапазон тоже.
Приведем подробную схему регулировки клапанов ваз 2108, 2109, 2114, 2115
На моторах, у которых 16 клапанов регулировка не требуется, так как тепловые зазоры выбираются в автоматическом режиме за счет гидрокомпенсаторов.
Проверку зазоров также требуется проводить после ремонта ГБЦ. Особенно после замены направляющих. При замене втулок седла зенкуются специальным инструментом и заведомо утапливаются в головку. Соответственно нужно соблюдать очередность, выставить оптимальные зазоры и повторить после 1000 км пробега.
Регулировка 8кл двигателя под газ дает увеличение срока пробега между настройкой. Если двигатель не предназначен работать на газобаллонном оборудовании, седла и клапана будут быстро прогорать, и чтобы хоть как-то продлить срок службы, зазоры следует делать чуть больше стандартных. Обычно делают +0,05 мм. Если зазор не выставляется, то есть не разжимается, значит седло утопилось на приличное расстояние в головку. В таком случае нужно замерить на сколько нужно увеличить зазор, разобрать ГБЦ и подпилить торец клапана. Вторым вариантом будет замена седла или самой головки блока цилиндров.
Марка авто | Впуск | Выпуск |
приора 21116 | 0,25 | 0,4 |
калина 2 21116 | ||
лада гранта 21116 | ||
гранта 2190 | 0,2 | 0,35 |
приора 2170 | ||
21114 | ||
21102 | ||
21099 | ||
21093 | ||
21083 | ||
11186 | ||
11183 | ||
2190 | ||
2115 | ||
2114 | ||
2113 | ||
2112 | ||
2111 | ||
2110 | ||
2109 | ||
2108 | ||
ваз 99 | ||
ваз 083 | ||
1118 | ||
11113 ока | ||
1111 ока |
Как уже было подмечено выше, отрегулировать тепловые зазоры клапанов на вазе можно своим руками. Для этого нужны набор шайб, некоторые приспособления и инструменты. Рейку можно сделать самодельную, но рентабельнее купить вилочку для установки зазоров на авторынке готовую.
Пяточки для регулировки понадобятся в диапазоне от 3,40 до 4,05 мм если в ГБЦ не менялись направляющие. Если же все-таки производился ремонт, или автомобиль на газу придется приобрести шайбы в диапазоне от 2,50 мм для выпускных клапанов. Впускные клапана как правило остается на прежнем зазоре, на них седла не топятся.
Таким образом, в данной статье рассмотрели вкратце порядок регулировки клапанов на автомобилях марки ВАЗ с передним приводом. Также затронули последствия несвоевременной настройки, и езды на газу.
Знания, как самому отрегулировать зазоры клапанов, полезны для каждого автовладельца. Внимательный водитель всегда прислушивается к своей машине и может услышать сбои в работе двигателя буквально в самом начале развития нежелательной ситуации.
Чем раньше вы начнете исправлять ее, тем меньше вероятности, что вам нужно будет покупать и менять дорогостоящие элементы двигателя. Делая регулировку клапанов своими силами, вы сэкономите значительную сумму и будете уверены, что работы выполнены в полном соответствии с требованиями производителя именно вашей машины. Берегите себя и свой автомобиль. Желаем удачи на дорогах!