На рынке огромное количество шин разных производителей с разными характеристиками и ценами. Обычному покупателю очень сложно правильно выбрать то, что ему нужно.
Производство шин — это высокотехнологичный процесс. Выпустить шины в «подвалах Подмосковья» невозможно.
Среди производителей шин, как и других товаров, есть известные имена — бренды. Производители внимательно отслеживают достижения друг друга и не дают конкуренту сильно оторваться вперед. Говорить о том, что кто-то лучше, а кто-то хуже, не совсем верно. Можно сказать, что все шины одинаковые, если вы сравниваете шины в одной ценовой нише. Продавцы же используют следующую тактику: лучшая шина та, которая есть на складе. Поэтому вопрос, кто из производителей лучше, не поможет вам принять правильное решение.
В шинах очень просто разобраться — чем дороже шины, тем известнее бренд и лучше качество. Все производители предлагают модельный ряд шин по разным ценам с целью охватить весь рынок, что явно говорит о их качестве. Не каждый потребитель готов покупать дорогие шины, как не каждый ездит на автомобилях представительского класса.
Иногда можно услышать: «Мне так не понравился этот производитель, не нужно мне его предлагать». Поверьте, как у Mercedes есть «А» класс, который вам может не понравится, так есть и S класс, от которого вы будете в восторге, а может вас вполне устроит Е класс. Мы все знаем, что всему своя цена. В шинах все также.
Никто из продавцов шин в век интернета не будет вам продавать дорого дешевый товар и наоборот, так как существует риск потерять клиента навсегда.
Стоит или нет «переобувать» весной свой автомобиль? Многие так и не могут ответить на данный вопрос и продолжают летом ездить на зимних шинах. Особенно это заметно, когда зимние шины нешипованные, а машину надо продавать.
Хуже, когда шины с шипами — с ними особо не покатаешься, так как скрежет шипов по асфальту будет раздражать. Кроме того, что у зимних и летних шин разный рисунок протектора, они изготавливаются из резины с разными свойствами.
Зимние покрышки производятся из более мягких сортов резины. Поэтому в летнюю жару, размягчаясь, они утрачивают свои эксплуатационные качества.
Скажем просто: все их достоинства для зимы исчезают на летнем расплавленном асфальте. Летние же шины, наоборот, более жесткие. Как следствие, в зимние морозы они становятся слишком упругими для того, чтобы обеспечивать нормальное сцепление колес с поверхностью дороги.
Экономные водители меняют шины своевременно, сохраняя свойства шин, а эксплуатация шин увеличивается без ущерба для безопасности.
Здесь все просто – необходимо выбрать такой типоразмер, который разрешен заводом-изготовителем автомобиля. Что же такое типоразмер резины? Типоразмер определяет ее геометрические размеры: ширина, высота и диаметр шины. Например, маркировка «215/65 R16» означает следующее:
215 – ширина шины в мм;
65 – высота (профиль) шины в процентах от ширины (215 * 0,65 = 140 мм);
R – буква «R» указывает, что конструкция покрышки радиальная (если буквы «R» нет, то конструкция – диагональная);
16 – радиус колесного диска в дюймах, на который эта шина должна быть установлена.
Кроме этого, на шине также указывается индекс скорости, допустимая нагрузка, сезонность, название производителя, страна изготовления и прочая информация. Как правило, современные шины рассчитываются с запасом «прочности», при этом учитываются эксплуатационные характеристики потенциальных автомобилей (допустимая масса и предельная скорость).
Все разрешенные типоразмеры указаны в руководстве по эксплуатации автомобиля. Зачастую эта же информация продублирована на лючке бензобака или в дверном проеме водителя. Почему же так важно соблюдать это правило:
Если установить резину диаметром больше, чем разрешено заводом-изготовителем автомобиля (внешний диаметр колеса окажется больше, чем при разрешенных типоразмерах), то колесо, скорее всего, будет цеплять колесные арки, что очень небезопасно.
Если ширина резины превышает разрешенные размеры, то в поворотах передние колеса могут цеплять о колесные арки, что тоже не безопасно и ведет к преждевременному изнашиванию шин.
Если установить более низкопрофильную резину, чем разрешено, то автомобиль станет чрезмерно «жестким», а подвеска будет «убиваться» значительно быстрее.
Если установить резину с более высоким профилем, чем разрешено, то значительно ухудшится управляемость автомобилем. Управление станет «ватным», при этом на высокой скорости есть риск соскока шины с колесного диска, что очень опасно!
Поэтому при выборе типоразмера резины, во-первых, необходимо руководствоваться принципом «не навреди»! А во-вторых, выбирать из разрешенных типоразмеров с учетом особенностей вашего вождения. Что же необходимо знать в этом случае:
Низкопрофильная резина делает управление автомобилем более четким и острым. Водителю легче контролировать автомобиль на высоких скоростях, особенно в поворотах, поэтому для активного вождения данный тип резины будет более предпочтительным. Стоит при этом помнить и об обратной стороне медали – низкий профиль резины хуже демпфирует все неровности дороги, поэтому подвеска будет разбиваться значительно быстрее. Если дороги в вашем районе «богаты» выбоинами, то стоит задуматься о выборе резины с более высоким профилем.
В противовес низкопрофильной резине, шины с более высоким профилем достаточно хорошо «проглатывают» изъяны дорожного покрытия, при этом продлевают срок службы подвески автомобиля и обеспечивают достаточный комфорт для водителя. Если вы не любитель острых ощущений, быстрой и активной езды, то данный выбор будет предпочтительнее для вас.
Для лета предпочтительнее выбирать более широкую резину, так как это увеличивает пятно контакта с поверхностью дороги и, как следствие, улучшает динамические характеристики автомобиля (чем больше пятно контакта, тем больше потенциальное ускорение, причем как положительное – разгон, так и отрицательное – торможение). С другой стороны, данный выбор несколько увеличит расход топлива – чем больше пятно контакта, тем выше сопротивление качения. Кроме того, не стоит забывать и о преодолении луж – чем шире резина, тем на меньшей скорости начинается аквапланирование.
Как видите, выбор типоразмера резины является довольно нетривиальной задачей, для оптимального решения которой необходимо учесть немало факторов. Однако для среднестатистического водителя большого мегаполиса в большинстве случаев оптимальным выбором будет, как это ни парадоксально, средний типоразмер из предложенного заводом-изготовителем автомобиля ряда комбинаций. Если же колесные диски у вас уже имеются, и менять вы их не собираетесь, то проблема выбора типоразмера летней резины сводится к минимуму, но при этом стоит обязательно помнить о достоинствах и недостатков такого выбора.
С размерами определились, теперь изучаем протектор.
Резина с ненаправленным (симметричным) рисунком протектора является наиболее доступной по цене и, как правило, имеет хорошие показатели управляемости, комфорта и стойкости к аквапланированию. Для «очень неторопливых» водителей эта резина может оказаться оптимальным выбором по критерию цена-качество. Также следует отметить, что колеса с шинами данного типа можно переставлять с одной стороны автомобиля на другую.
Резина с направленным рисунком обладает более высокими показателями управляемости, комфорта и стойкости к аквапланированию по сравнению с ненаправленной резиной. Основная задача направленного рисунка – выводить быстро воду из пятна контакта .
Такой тип рисунка может обеспечить лучшие показатели устойчивости к аквапланированию, о чем свидетельствует тесты летних шин . Колеса с шинами данного типа должны вращаться в определенном направлении, поэтому перестановка колес без перебортировки резины с одной стороны автомобиля на другую запрещена (точнее сказать, такая перестановка резко снижает безопасность управления).
Резина с ассиметричным рисунком предназначена для адаптации к различным дорожным условиям и, как правило, имеет улучшенные рабочие характеристики по сравнению с шиной с направленным рисунком протектора вследствие различных внутренних и наружных частей беговой дорожки.
Наружная часть беговой дорожки асимметричного рисунка протектора состоит из больших и более жестких блоков протектора, которые улучшают движение автомобиля на повороте. Блоки протектора на внутренней части беговой дорожки меньше по размеру. Они разработаны таким образом, чтобы лучше отводить воду и, тем самым, улучшать сцепление с дорогой.
Кроме того, в средней части протектора обычно расположено сплошное продольное ребро, увеличивающее курсовую устойчивость автомобиля. Считается, что шины с ассиметричным рисунком обладают высокой курсовой устойчивостью и обеспечивают более четкое (более острое, более предсказуемое) управление автомобилем при перестроениях и поворотах по сравнению с шинами с направленным рисунком.
Это же подтверждается и тестами летних шин – данный тип рисунка может обеспечить лучшие показатели управляемости на сухом асфальте . Колеса с данным типом шин можно переставлять с одной стороны автомобиля на другую.
Вывод: покупая летние шины нужно тщательно разобраться с конфигурацией вашего атомобиля, а также подобрать резину исходя из возможностей вашего кошелька.