Средний срок службы аккумулятора составляет 5- 7 лет, в дешевых моделях - 3- 4 года, продлить срок службы аккумулятора поможет сероочистительное автомобильное зарядное устройство. Это устройство, которое использует циклические импульсные токи различной амплитуды и полярности для удаления сульфатных отложений из засоренной батареи.
Когда заряженный аккумулятор перестает работать вместе с двигателем, большинство водителей просто заменяют его на новый. Среди множества причин внезапной смерти батареи одной из самых распространенных является сульфатация активной массы ее пластин. Это превращение электролита на пластинах в кристаллы сульфата, постепенно засоряющие рабочую поверхность. В результате емкость аккумулятора снижается до 80%. Обратный процесс очистки пластин аккумулятора называется десульфурацией и может осуществляться различными методами.
В Интернете можно найти множество способов восстановления емкости аккумулятора своими руками: от разборки батареи и механической очистки до заливки специальных растворов для растворения сульфатов. Все эти домашние методы не только дороги и сложны, но и могут в конечном итоге убить аккумулятор. Самым надежным средством очистки пластин является специальное зарядное устройство, которое работает в режиме "заряд-разряд".
Процедура несложная, понятная большинству водителей, хотя бы приблизительно знакомых с принципами работы аккумулятора. Это делается по принципу "подключи и забудь". Автомобильное зарядное устройство с режимом десульфатации подключается к аккумулятору, устанавливается необходимое напряжение и ток, активируется режим "десульфатации", и остальной процесс происходит автоматически. Восстановление емкости может занять несколько дней, в зависимости от емкости батареи, уровня сульфатации, разряда.
Технически работа этого устройства основана на принципе многократной зарядки. Сначала аккумулятор заряжается определенным номинальным током, а затем разряжается в соотношении 10:1 между зарядным и разрядным током. Эти действия повторяются до полной зарядки аккумулятора. Сульфатированные пластины очищаются, и производительность восстанавливается. Аналогичный процесс может быть проведен в качестве профилактической меры для исправных батарей.
Плюсы
Автомобильное зарядное устройство для сероочистки - полезное устройство для автолюбителя, позволяющее сэкономить деньги на покупке нового аккумулятора. Десульфатация, конечно, не может сделать ваш аккумулятор вечным, но она может очистить его на 95%, замедлить процесс сульфатации и дать вам 1-2 года дополнительного времени работы при полной емкости.
Его преимущества:
Использование зарядного устройства с десульфатацией является самым надежным и безопасным методом восстановления аккумулятора;
Увеличивают емкость батареи и продлевают срок ее службы;
высокий КПД этих устройств - от 70%;
Процесс сероочистки не требует контроля со стороны автомобилиста - все происходит автоматически;
Имеющаяся система манометров после восстановления батареи покажет, насколько восстановлена емкость батареи;
Двойная польза - позволяет не только завести и зарядить автомобиль, но и реанимировать аккумулятор;
Может заряжать и другие аккумуляторы, не только автомобильные.
более высокая стоимость по сравнению с обычными зарядными устройствами, но, учитывая увеличение времени работы батареи, устройство является довольно выгодным;
Трудоемкий процесс восстановления емкости аккумулятора, иногда до трех дней;
Невозможность реанимировать с помощью этого зарядного устройства те батареи, которые долгое время хранились без зарядки, если, например, автомобиль не ездил более 6 месяцев;
Таким зарядным устройством нельзя заряжать аккумулятор постоянно, так как зарядка сильным асимметричным током разрушает и "встряхивает" не только сульфаты, но и активную массу;
Восстановление кальциевой батареи невозможно;
трудно "реанимировать" батареи с гелиевым покрытием.
В настоящее время на рынке представлены как домашние зарядные устройства с сероочисткой для водителей, так и профессиональные пуско-зарядные станции для автосервисов. Кроме того, зарядные устройства с таким режимом работы выпускаются и для других видов транспорта: грузового, воздушного, речного, железнодорожного и т.д.
Как выбрать зарядное устройство с десульфатацией
При выборе такого зарядного устройства необходимо знать параметры вашего аккумулятора: емкость, ток зарядки и напряжение зарядки, чтобы правильно подобрать устройство.
Если вы планируете заряжать только 1 батарею, а не несколько батарей одновременно, подойдет одноканальное зарядное устройство.
В продаже имеются зарядные устройства с рядом дополнительных параметров, облегчающих процесс десульфурации: ручная регулировка зарядного тока, функции безопасности, функция блокировки, различные режимы десульфурации (мягкий, интенсивный, циклический).
Одними из лучших десульфурированных зарядных устройств для автомобильного аккумулятора являются следующие модели:
Кедр-авто-10 (Россия) - простой в использовании, недорогой, для 12- вольтовых аккумуляторов на основе кислотного электролита и свинцовых пластин;
Auto Welle AW05- 1208 (Германия) - более дорогое, высокоинтеллектуальное устройство с множеством различных функций;
Аккумулятор Сервис Универсал PL-C004P (Китай) - недорогое и проверенное устройство;
Hyundai HY 400 (Южная Корея) - современное зарядное устройство со светодиодным дисплеем, работает с батареями 6В и 12В;
Optimate 7 TM250 (Китай) - универсальное импульсное зарядное устройство для 12- вольтовых свинцово-кислотных аккумуляторов от компании TecMate;
Deca STAR SM 150 (Италия) - портативная инверторная модель с современным дизайном, по более высокой цене, чем вышеперечисленные;
\\\"Автоэлектрика\\\" T-1012AR (автореверс) - из-за своей высокой цены используется больше в автосервисах, чем для личного пользования.
Если вы планируете купить автомобильные зарядные устройства с сероочисткой, лучше обратиться в специализированные магазины, торгующие автомобильными аккумуляторами и стартерами. Не все автолюбители смогут правильно выбрать зарядное устройство с десульфуризатором для конкретного типа аккумулятора, в этом случае поможет грамотная консультация менеджеров магазина.
В любой машине, оставленной без присмотра, влияние побочных процессов, снижающих производительность, только возрастает. Со временем ситуация неизбежно становится необратимой, заставляя владельца нести большие расходы. Батареи не являются исключением из этого правила. В просевших батареях активируется аномальная реакция сульфатации, что приводит к заметному снижению емкости.
В чем беда, какая сульфатация является допустимой (естественной), как устранить последствия далеко зашедшего процесса с помощью зарядного устройства с десульфатацией, рассмотрим далее.
Осаждение сульфата свинца - какой процесс считается естественным
Образование небольшого количества нерастворимого осадка PbSO4 на поверхности пластины является абсолютно нормальным явлением. Реакция вызвана условиями в самой батарее.
Электроды в форме сетки изготовлены из свинца. Ячейки содержат спрессованный порошок оксида PbO2 на аноде и чистый металл на катоде. В растворе серной кислоты эти соединения взаимодействуют, образуя вышеупомянутый сульфат свинца, который выпадает в осадок в виде мелких кристаллов в процессе разгрузки.
При перезарядке реакция протекает в обратном порядке, при этом осадок восстанавливается до исходных активных компонентов (диоксида губки и свинца). В результате емкость возвращается к своему первоначальному значению.
Ускоренное осаждение сульфата свинца происходит в батареях с истощенной емкостью.
В этом случае происходит та же химическая реакция, но форма осадка совершенно другая. Сульфат осаждается в крупных кристаллах, и их структура становится более стабильной. В процессе зарядки аккумулятора от автомобильного электрогенератора они не разрушаются полностью, как это происходит в нормально работающем аккумуляторе. Но во время разряда они продолжают расти, в итоге покрывая пластины плотным слоем.
Сульфатация с отклонением от нормы приводит к следующему:
Растущие кристаллы образуют плотную корку.
Участки активных пластин, покрытые отложениями, удаляются из реакций, генерирующих электроэнергию.
Снижение производительности.
Если не устранить последствия неконтролируемого роста кристаллов PbSO4, батарея будет полностью повреждена.
Процессы естественной и глубокой сульфатации можно различить по косвенным признакам. Ускоренный рост кристаллов сульфата свинца проявляется следующим образом:
В незаряженном состоянии:
Плотность раствора серной кислоты сильно варьируется от банки к банке.
Во время зарядки:
Напряжение сначала резко возрастает, а затем падает.
Температура электролита быстро повышается.
Плотность раствора серной кислоты либо увеличивается очень медленно, либо не изменяется.
Газообразование начинается раньше, чем в нормально работающих батареях.
При разрядке:
Измеренная мощность оказывается меньше указанной в паспорте.
1. зарядка высоким током
В процессе зарядки током, превышающим по абсолютной величине 10% от емкости, мелкокристаллический сульфат свинца не успевает полностью преобразоваться в свои исходные активные компоненты. Часть осадка остается, и владелец автомобиля может видеть, что зарядка завершена:
Наблюдается активное выделение газа.
Плотность электролита вернулась к нормальным значениям 1,25- 1,31 г/см3.
Напряжение не меняется.
Конечно, разовая ситуация не окажется критической. Но при многократной зарядке высоким током количество сульфата свинца будет накапливаться, кристаллическая структура изменится, и батарея начнет терять емкость.
2. глубокий разряд
Глубокий разряд - это порог возможностей аккумулятора, за которым ему уже некуда разряжаться. В этой ситуации почти вся серная кислота оказывается в виде соли на пластинах. Чтобы вернуть его, необходимо как можно скорее начать зарядку аккумулятора.
В теории все просто: разгружаем, заряжаем, едем дальше. На практике кристаллический свинец не может быть полностью восстановлен до первоначального состояния. Часть осадка остается на пластинах, и последующие глубокие сбросы только ухудшают ситуацию.
Каждый глубокий разряд уменьшает емкость батареи на 2- 3%. Всего 10 разрядов снижают емкость батареи на 20-30%, и такая батарея уже не позволит запустить двигатель.
3. долгосрочное присутствие
Если автомобиль не используется, уровень заряда аккумулятора может снизиться до критического уровня. Чтобы предотвратить это, запускайте двигатель не реже одного раза в месяц.
4. Если аккумулятор все время остается незаряженным, его вообще нельзя заряжать.
В этом случае мелкокристаллический сульфат превращается в крупные кристаллы, а затем в оболочку, которая не восстанавливается при зарядке.
5. проблемы с электролитами
Если уровень ниже отметки, некоторые пластины могут быть открыты. В этом случае губчатый свинец активно взаимодействует с кислородом, еще больше ускоряя сульфатацию. Если уровень падает, но раствор все еще покрывает пластины, плотность электролита начинает увеличиваться (вода испаряется, кислота остается). Повышенное содержание H2SO4 также ускоряет выпадение осадков.
6 Быстрые изменения температуры.
Сульфат свинца является нерастворимым соединением, но его растворимость низка и заметно отличается в горячих и холодных растворах. Зимой PbSO4, растворенный в горячей батарее с работающим двигателем, будет осаждаться на пластинах после остановки и охлаждения. При повторных циклах нагревания и охлаждения масса осадка увеличивается. В результате мелкокристаллический сульфат превращается в крупнокристаллический сульфат, снижая емкость батареи.
Для устранения этой проблемы необходимо использовать десульфуризационный загрузчик. Устройство работает в запрограммированном режиме заряда-разряда, очищая пластины от накопившихся отложений. Процесс прост: достаточно подключить станцию к аккумулятору и включить функцию очистки (десульфурация обычно является одним из этапов зарядки аккумулятора).
Работа станции осуществляется следующим образом:
На зарядное устройство подается ток определенного напряжения.
За этим следует постепенное снижение тока.
Когда ток достигает предела, он снова поднимается до верхнего порога
Соотношение токов заряда и разряда автоматически поддерживается на уровне 10:1 (например, ток заряда 2А, ток разряда 0,2А).
Циклы повторяются столько раз, сколько необходимо для восстановления работы пластин. По окончании процесса зарядное устройство для автомобильного аккумулятора с сероочисткой покажет, в какой степени восстановлена емкость. Индикация тока и напряжения доступна на компактном устройстве Fubag Cold Start 300/12, которое может не только заряжать батареи емкостью до 300 Ач, но и проводить десульфатацию электродов.
Десульфурирующее зарядное устройство стоит дороже, поэтому может возникнуть соблазн использовать обычное зарядное устройство для удаления сульфата свинца. Этот процесс потребует вашего непосредственного участия и готовности активно вмешаться, если что-то пойдет не так.
Рассмотрим пример: у нас есть разряженный аккумулятор 8 В, в котором плотность электролита упала до 1,07 г/см3. Если проводить зарядку обычным способом, то раствор начнет кипеть максимум через 15 минут, поэтому для десульфурации необходимо провести ряд последовательных действий, растянутых во времени:
Снимите аккумулятор и проверьте уровень электролита.
Если раствор серной кислоты не достигает отметки, добавьте соответствующее количество дистиллированной воды.
Подключите зарядное устройство с функцией установки тока и напряжения (ток устанавливается в диапазоне 0,8-1,0 А, напряжение 13,9-14,3 В).
Оставьте зарядное устройство включенным на 8-9 часов.
Через время проверьте плотность электролита (она будет на том же уровне), но напряжение увеличится до ~10В.
Отключите зарядное устройство и оставьте аккумулятор в покое на 24 часа.
Снова подключите зарядное устройство, установив силу тока между 2,0 и 2,5 амперами.
Оставьте заряжаться еще на 8-9 часов.
Напряжение должно подняться до ~12,8 В. Плотность электролита также должна увеличиться до 1,11-1,13 г/см3.
Данные временные интервалы указывают на то, что процесс сероочистки начался. Для того чтобы он не останавливался, необходимо подавать на батарею разрядный ток. Для этого подключите к аккумулятору лампу ближнего света или аналогичную нагрузку и оставьте его еще на 8-9 часов.
Рекомендуется время от времени контролировать процесс, чтобы напряжение не падало ниже 9 вольт (также проверьте плотность - она не должна падать).
Заряжайте аккумулятор током до 1,0 А в течение 8-9 часов.
Извлеките устройство, подождите 24 часа без нагрузки.
Заряжайте током до 2,5 А, следя за тем, чтобы напряжение поднималось до 12,7 В.
После второго цикла плотность должна увеличиться до 1,15- 1,17 г/см3. Затем повторяйте циклы, пока электролит не покажет 1,27 г/см3. Весь процесс может занять до 2 недель. Само собой разумеется, что все это время автомобиль будет находиться на стоянке. Еще одна неприятная перспектива этого метода - очистка может не достичь желаемого значения (80-90%).
Выпрямитель с сероочисткой решит проблему гораздо быстрее и эффективнее. В моделях Fubag батарея тестируется заранее. При необходимости выбирается функция десульфатации. Зарядка происходит короткими импульсами, разрушая отложения солей и постепенно переводя их в раствор и на электроды.
Первоначальная зарядка током 50% от номинального значения.
Восполните заряд до 90% от заявленной емкости батареи в импульсном режиме.
батарея поддерживается под постоянным током на уровне 100% от номинального значения.
Зарядка при максимальном токе до достижения 100%.
Окончательный заряд при 13,8 В.
Все процессы происходят в автоматическом режиме. Максимальное время, в зависимости от степени сульфатации электрода, не превышает одного дня. Сравните с процессом очистки тарелок с помощью простого зарядного устройства и сделайте правильный выбор.