В ГИБДД поступило прошение со стороны Общественного совета при полиции Москвы провести работу сотрудниками, выписывающими штрафы гражданам, на автомобилях которых установлены шипованные шины, но соответствующего треугольного значка с буквой "Ш", который положено по ПДД вешать на заднее стекло, нет.
Письмо касательно порядка применяемых к водителям санкций было направлено зампредом общественного совета при столичном ГУ МВД Виктором Травиным, специализацией которого является правовая защита автовладельцев, в адрес начальника ГИБДД РФ Виктора Нилова. Известно, что еще со времен СССР был установлен порядок, согласно которому автовладельцы, на транспортных средствах, на которых стоят шипованные шины, должны помещать на заднее стекло соответствующий значок – "Ш" в треугольнике – который уведомляет об этом окружающих. В настоящее время с тех, кто не соблюдают это правило, взимаются штрафы на сумму 500 российских рублей. По мнению Травина такая практика не является законной.
Травин утверждает, что хотя данная норма и установлена в одном из приложений к ПДД, посвященному допуску к эксплуатации транспортных средств, наряду с еще 21 пунктами по табличкам на разные случаи жизни, наказание за отсутсвие подобных табличек не прописано в КоАП. Ст. 12.5 КоАП, якобы руководствуясь которой инспекторы взыскивают штрафы, предусматривает наказание лишь за неисправности различного рода, к коим можно отнести неисправные тормоза и фары, наличие люфта в рулевой колонке и некоторые другие. Кара за подобные неисправности действительно предусмотрена статей 12.5 кодекса, причем может быть различной в зависимости от того, какая именно неисправность выявлена. Вплоть до лишения прав за, например, незаконно установленные спецсигналы.
Травин подчеркивает, что инспекторы ГИБДД не делают различий между отсутствием знака, указывающего на установку шипованных шин, и нарушениями, прописанными в указанной выше статье. Число обращений касательно подобных нарушений со стороны сотрудников правоохранительных органов в последние месяцы неуклонно растет. По мнению Травина такой рост связан с наступлением зимы, ведь зимой многие автолюбители традиционно предпочитают шипованную резину. Данная проблема появилась далеко не вчера, подобный иск касательно незаконного штрафа, в частности, был подан в один из судов Чувашии в прошлом году.
Служащие ГИБДД пока не ознакомились с письмом, однако уже поспешили заявить, что каждый из случаев требует индивидуального рассмотрения. Хотя они выразили согласие, что ч. 1 ст. 12.5 КоАП не имеет никакого отношения к этим табличкам. По словам известного правозащитника Александра Холодова (ОО "Свобода выбора"), позиция Виктора Травина во многом является верной. Требования по допуску должны проверяться не инспектором ГИБДД, а заранее, при техосмотре. Однако, по мнению, Холодова, последнее слово здесь должно быть за судом. Фоном для споров о шипованных шинах, участниками которых стали инспекторы ГИБДД и автомобилисты, послужила дискуссия относительно потенциально увеличения суммы штрафа за несвоевременную смену резины на зимнюю. Разговоры в верхах относительно законодательных изменений стартовали вследствие печально известного транспортного коллапса в конце 2012 года. Напомним, местом действия тогда послужила трасса М10, район Вышнего Волочка. На трассе возникли чудовищные пробки, вызванные, в том числе, и неготовностью водителей к снегопадам и обледенению покрытия. Поручение первого вице-премьера Игоря Шувалова относительно разработки комплексного подхода к решению проблемы эксплуатации зимних шин следующей после коллапса зимой так и не было выполнено. Подготовленные по этому поводу законопроекты либо все еще не были рассмотрены Госдумой, либо уже успели быть отклонены.