Около полугода назад в России был принят законопроект об обязательном использовании дневных ходовых огней (ДХО). Этот закон довольно давно действует и в Европе. Перед его принятием проводились многочисленные обсуждения и исследования. В частности, анализ, проведенный голландским институтом безопасности дорожного движения, выдержки из которого мы приведем ниже.
Польза от дневных ходовых огней
Исследования показали, что примерно 50% дорожно-транспортных происшествий происходящих в дневное время связана с тем, что водители просто не замечают едущих рядом автомобилей. Особенно опасно на перекрестках: здесь этот показатель увеличивается до 80%.
Источник света делает машину намного заметнее, и риск аварии уменьшается.
Кроме того, автомобиль с включенными ДХО, кажется находящимся немного ближе, чем он есть на самом деле. Это заставляет водителей быть осторожнее при совершении опасных маневров.
По результатам анализа, риск ДТП при включенных фарах снижается в среднем на 22%, травматизм – на 3-12%, среди мотоциклистов – на 5-10%.
Минусы использования ходовых огней
Были проведены несколько экспериментов по изучению качества восприятия автомобилей, не использующих дневные ходовые огни. Оказалось, что в большинстве случаев они не становятся менее заметными. Однако в отдельных ситуациях появились некоторые проблемы с опознаванием пешеходов и двухколесного транспорта.
Кроме того, выяснилось, что использование ДХО достигает максимального эффекта при плохих погодных условиях, в то время как при ясной и солнечной погоде ближний свет практически не нужен.
Четкость распознавания двухколесного транспорта не зависит от включения дневных ходовых огней. Однако быстрота идентификации значительно увеличивается.
Одним из главных недостатков использования ДХО является увеличение вредных выбросов в атмосферу и небольшой рост расхода топлива. Так, выделение углекислого газа увеличивается на 0,6-1,4%, а перерасход топлива, в зависимости от типа автомобиля, на 1-3%.
Также увеличивается нагрузка на аккумулятор и сокращается срок эксплуатации ламп накаливания.
Правда, сейчас в производстве появились фары дневного света, работающие на светодиодах. Они уже включены в базовые комплектации некоторых моделей авто.
Светодиодные лампы не вызывают ослепления встречных водителей, что может быть проблемой при использовании стандартных дневных ходовых огней.
Окупаемость
Если рассматривать окупаемость на примере одного случайно выбранного автомобиля, то данные могут быть абсолютно разными. Стоят дневные ходовые огни достаточно дорого, а авария может так никогда и не произойти. Однако, справедливости ради, нужно сказать, что даже премиум модели систем ходовых огней оцениваются в немного меньшую сумму, чем самый простой кузовной ремонт.
Не стоит забывать и о безопасности. Данные показывают, что после принятия закона об обязательном использовании ДХО, количество аварий сократилось на 15%, а получение водителями травм высокой и легкой степени тяжести, соответственно на 10% и 5%.
Статистика по расходам на лечение и ремонт автомобилей общедоступна и уверенно показывает, что установка дневных ходовых огней полностью себя оправдывает.
На практике выходит, что самой эффективной системой использования автомобильного освещения является комбинация дневных ходовых огней и штатного ближнего света со встроенными светодиодами.